Иконография, в понимании термина, как совокупность особенность, характеризующих предметное изображение того или иного типа у Стрибога нет вообще. С большой долей осторожности можно основываться на этнографию — зачастую разнящуюся в мелочах, но в чем-то схожую. Нюанс ещё в том, что в этнографическом материале часто присутствуют ссылки на несколько ветров (что оправдано наличием ветров сообразно сторонам света как минимум). Иногда при упоминании многих ветров описан лишь один.

Упоминания о росте разнятся.

Например:

"Видели Вихрь в виде огромнейшего человека, машущего руками и бежащего" (Ефименко 1, с. 186)

Или, в Болборце рассказывали о Вихре в образе

"маленького, пёстро одетого мужика" (Cerny, s. 63)

Упоминания о возрасте также имеются. Как минимум, это средних лет, крепкий мужчина (мужик).

Есть упоминания о уже пожилом возрасте:

"Ветер — это старик очень сердитый, живущий где-то далеко за морями" (Чубинский 1, с. 33)

И таких упоминаний — вагон.

К старости в облик можем отнести многочисленные упоминания седины, как одного из маркеров, а также большой бороды и усов:

"Борода у него сива, наче молоко, и сягаэ аж по сами колена; волосэ довге, наежене (побурене)" (Лепкий с 369)

Интересное переплетение черты длинноусости и длинобородости могу отметить между Чернобогом и Стрибогом, сочетающиеся в фольклорном персонаже "Усыня" — который

"сам с нокоть, борода с локоть" (Худяков 42)

Но на этой детали схожесть, наверное, и заканчивается.

Существуют упоминания Ветра и как молодого.

"Здорово тебе, Ветер, буйный молодец!" (Трунов с 15)

Что приводит к мысли, что Ветру (да и Богам в целом), в принципе всё равно — большой рост, маленький, какой возраст будет использован. Как именно предстать перед лицом людей. Безусловно, опираясь на сказки, былички, заговоры, предания — мы работаем с поздним, сниженным материалом, часть черт образа однозначно утрачена. Но вот эта разность и вариативность единой линией прослеживается во многих источниках о Богах. Тут у нас и Мара где-то старуха, где-то молодуха, и так далее.

Много свидетельств, что Ветер имеет не располагающее к себе выражение лица. Мягко говоря.

Например:

"стоит он набычивши, насуворивши, злой" (Митропольская 30, ФЛС 1, с. 120) , "Толстый, щеки у него красные, глаза навыпучку" (Перм, 52)

Сам по себе он неряшлив, не ухожен.

"Вбегает в хату человек — волосы растрепаны, лицо исцарапано" (Чубинский 1, с. 32)

"Глянь, парень, насколько мой тулуп изорван, нет времени его подлатать, когда мне скажут, должен улететь" (Kolberg 73/2, s. 365)

Поляки, в связи с этим после продолжительной вихри и метели, когда всё успокоилось, говорят, что ветер латает свой тулуп, который обязательно продрался во время полёта по свету (Kolberg 34, s. 157).

Его вид показывает постоянную работу по миру.

Чехи вообще говорили:

"Ветрик пришел домой весь выдохшийся " (Nemcová B. O trech zhavranelych bratrich)

Плюс, рваная одежда сразу вызывает мысли о ветре и свисте.

"В Жидове верят, что, ветер — это большой мужчина в оборванной одежде /.../ из дыр своей одежды во время воздушного полёта он пускает столько дуновений на землю, сколько прикажет ему Бог" (Siarkowski, s. 66)

В плане одеяний, кроме их состояния сохранности, можно выделить две вещи: свободность, лёгкость — это не одежда "в облипочку", а также цвет — хоть что-то, но будет связано с небом, тучей.

По примеру с Запада и Востока:

" На высоком троне сидел седобородый старик, облачённый в туманные одежды, развивающиеся словно знамёна" (Balinski, 15), "с одунувшимся лицом /.../ в распахнутой широкой свите" (Трунов, с 10)

Иногда присутствуют крылья в образе Стрибога, но. Посмотрев на примеры, что Богумил приводит, отмечу, что это не антропоморфная персонификация, а именно что мифологический персонаж.

Божество (или его младшие — ветры сторон) тут предстаёт "в диковинном виде", например

" Ветер — это леший с крыльями, который когда разыграется и начнёт сильно кружиться, и махать крыльями, производит вихрь" (Колчин с. 15)

Уже упоминал тут источники, говорящие о больших щеках, но также есть и другая чёрта — большие губы.

"Ветер /.../ свои толстые губы распускает и сразу тихонько повевает" (Господарев 26)

Собственно говоря, выпученные глаза, дутые щеки и большие губы — просто идут как признак того, что Стрибог много ветров выдувает из себя.

"Дует, дует и получает ветер"

Возможно, у Стрибога было орнитоморфное обличие. Интересно, что птица ястреб в праславянской форме *(j) asû — str — ebû имеет аналогичный корень, что и в имени Стрибог. Это, конечно, ещё не показатель.

Учёные высказываются в пользу

" Орла со стрелами на когтях" (Никифоровский 1875, с. 29)

"Ворон Воронович (реже Сокол Соколович)" (Бернштам с. 122)

Иногда сам повелитель Ветров назван птицей:

"Где ни взялся ветер, в ветре был Вихорь-Птица"(Худяков 82)

Много присутствует в заговорах косвенных соответствий:

"Пётр Петрович, Ветер Ветрович, я, имярек, прошу тебя, лети в ту сторону, где, имярек, находится, седь ему на правое плечо, каркни в правое ухо, в буйную голову... " (Карабулатова 144)

Лети и каркни, ветер.

В народных загадках ветер описывается как невидимый, понятно почему:

"по горной поляне невидимый пастушок белых барашков гоняет" (Анисимова с. 25),

либо не имеющий вида:

"без крыл летит, без ног бежит" (Митрофанова 218).

А дальнейшее развитие подобных загадок привело и трансформацию народных именований.

В Орле, например, говорят о ветре:

"Ишь, безрукий разгулялся! " (СРНГ 2, с. 199)

О выражении лица я уже упоминал.

Характер Стрибога, скверный -

"мой сын, Ветер, он очень злой, как он приедет, разорвёт тебя" (Kolberg 14, 5)

"Старец той страшно образливый, гневный, ан-ну, заклепи ему, погневай ся на него, так он тоже таке натворит, що и не отямишь ся! " (Лепкий, с. 369)

Народная традиция объясняет северный характер — постоянной работой без возможности нормального отдыха и человеческой неблагодарностью, при том надо держать в уме, что ветров много и иногда попадаются упоминания помощи герою в сказках.

Богумил предлагает делать упор на то, что скорее всего скверный ветер — Северный

"Северко — мужик суровый, сердитый. Хозяин нашего севера" (Березович, 320)

При том, что у поляков западный ветер Зефир показан добрым юношей, занятым цветами, ручьями, влюблёнными (Balinski, 15).

То, как Стрибог создаёт воздушные потоки — спорный момент:

" Стоит громадный сильный парень у дерева, левым плечом вперившись в дерево, правая ноздря в носу у него заткнута пальцем, а в левую дул, и такой сильный вихрь выходил у него из левой ноздри" (Чернышёв 84)

"Ветер происходит от того, что какой-то сильно грибатый человек дует своими огромными губами" (Романов 8, с. 291)

"На самой высокой горе сидит на меху Свистун /.../ своим сопением вызывает ветры" (Federowski 1889, s. 295)

"Ветер /.../ свои толстые губы распускает и сразу тихонько повевает" (Господарев 26)

Реже говорится о движении усов или применении одежды:

"выходит старик большой, полы широкие. Как махнул полой — мужик и упал" (Пудож 45)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие