Киевский князь Владимир, прозванный Владимиром I Великим, Владимиром Святлославовичем или Владимиром Крестителем, родился в X веке, около 958 года. Русинский правитель из династии Рюриковичей, род Рюрика I, заложивший основы существования Киевской Руси.

Пантеон славянских богов в Киеве

Влодзимеж Кийовский боролся за объединение Киевской Руси, раздираемой клановыми распрями; Именно эта цель побудила его создать в Киеве центр языческого культа, результатом чего стало одно из древнейших и наиболее достоверных описаний пантеона богов, которым поклонялись в восточнославянском регионе. А. Гейстор приводит описание пантеона славянских богов, называемого сегодня Владимирским пантеоном, записанное не более чем через 100 лет после крещения двора Владимира Киева:

Самая старая рукопись, написанная в конце XI века и отредактированная несколько десятков лет спустя, использовала более ранние записи в интересующем нас разделе из источника, относящегося к первой половине XI века. Латопис рассказывает о попытке Владимира организовать пост русских божеств возле резиденции правителя:

«И стал Владимир княжить один в Киеве. И поставил он вне двора [вне княжеской твердыни] статуи Перуна, деревянные, с головой из серебра и усами из золота, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семарглу, и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей и дочерей своих, и приносили их в жертву бесам, и оскверняли землю приношениями своими, и осквернилась земля Русская и холм сей».

А. Гейстор, Мифология славян

К богам, упомянутым Латописом, относятся:

  • Перун
  • Хорс
  • Дажбог
  • Стрибог
  • Семаргл
  • Мокош

В списке божеств, перечисленных Латописом, удивительное отсутствие Велеса , «бога всей Руси» — Б. А. Успенский предположил, что под именем Дажбога может скрываться рогатый бог москвичей. Однако Велес, скорее всего, присутствовал в группе богов, окружавших киевскую твердыню Владимира, даже если его имя ускользнуло от писателя или было изменено из-за ошибки или табу:

Мы можем делать предположения, но у нас нет оснований. Этот недостаток киевской почты, который можно предположить вмешательством или даже авторством редакции «Ежегодного романа», уравновешивается независимым от летописи историческим источником — легендой о крещении Владимира, описывающей разрушение и затопление два языческих идола; Велес и Перун; статую Велеса сбросили в Почайну, приток Днепра.

А. Гейстор, Мифология славян

Интересно также, что первым упоминается Перун, а также у него серебряная голова и золотые усы, что кажется уникальным по сравнению с деревянными статуями. Перун в Киевской Руси, объединенный правителем из рода Рюриковичей, рода, происходящего с полуострова Ютландия, мог пользоваться исключительным успехом благодаря сходству со скандинавским Тором.

Владимир Креститель

Князь, крестившись в Херсонесе и женившись на Анне, сестре византийского императора Василия II, вернулся в Киев с намерением ввести христианскую религию на Руси.

(...) фрагмент повествует о внезапной кончине богов в 988 году, когда князь Владимир, вернувшись с решением креститься, «пришел один в Киев; придя, он приказал опрокинуть идолов, некоторых сокрушить, а некоторых сжечь; И Перуна приказал привязать коня к хвосту и оттащить его с горы по Борычуву к реке, а двенадцать человек срубить его прутьями приказал не как чувствительное дерево, а как насмешку над чертом, обманувшим людей. с этим образом, чтобы он мог получить возмездие от людей [...].] и когда его тащили по реке к Днепру, неверующие его люди плакали, потому что они еще не были крещены. И, перетащив, бросили его в Днепр, и Владимир приказал ему, сказав: «Если где остановится, оттолкни его от берега, пока не пройдет крыльца, тогда оставь его». И они выполнили заповедь. Когда они покинули его и он переправился через порыги, ветер выбросил его на мель, и поэтому его прозвали «Отмель Перунова», как его называют до сих пор. Тогда Владимир разослал весть по городу, говоря: «Кто, богатый или бедный, нищий или чернорабочий, кто не появится завтра на реке, пусть будет моим противником». Услышав это, народ пошел с радостью, радуясь и говоря: «Если бы это было не хорошо, то князь и бояре не приняли бы этого». На другой день Владимир вышел к Днепру со священниками царицы [жены его Анны] и херсонскими, и собралось бесчисленное множество людей; они вошли в воду и стояли, один по шею, другие по грудь, младенец по краям, а иные держа младенца, а взрослые шли вброд, а священники стояли и читали молитвы. Когда люди крестились, они все разошлись по домам [...] и Владимир приказал построить церкви и поставить их на местах, где стояли идолы, и построил церковь св. Василия на холме, где стоял идол Перуна, и другие, где приносили жертвы князья и граждане Гродзиска.

А. Гейстор, Мифология славян

В 988 году Владимир принес на Русь христианство, за что был причислен к лику святых в православной и католической церквях. Он собственноручно бросил статую Перуна в Днепр и приказал привезенным из Византии священникам крестить население в Днепре.

Князь Владимир совершенно справедливо считается основателем России – но Киевской Руси, а не Московской Руси, на что, похоже, обращает внимание Владимир Путин, поскольку в 2016 году он открыл в Кремле огромную статую Владимира Киевского, назвав его «духовным основателем» Российского государства». Первое упоминание о Киеве относится к 882 году, а о Москве – к 1147 году.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие