Велес-Волос, бог всея Руси, пользовался у великороссов исключительным почетом. Однако в западнославянском регионе и на Украине Перуну-громовержцу оказывалось большее уважение. Откуда взялась эта дихотомия?
Миф о Перуне и враге
Одним из наиболее достоверно передаваемых славянских мифов является миф о громовержце и враге, заимствованный из белорусской сказки. По версии, процитированной А.Гейштором:
Божество или другой человек спорит со своим врагом (...)
Я убью тебя — божество угрожает
Как ты убьешь меня, если я спрячусь — враг сопротивляется
Где?
Если я убью человека,
я убью человека и убью тебя!
Я спрячусь под лошадью,
тогда я убью лошадь и тебя,
и я спрячусь под деревом , ты не убьешь меня там, я разобью
дерево и убью тебя. это место для тебя, там ты найдешь себя!
В Польше этот старинный, доиндоевропейский миф был слегка христианизирован – считалось, что во время грозы Бог поражает молниями деревья , в которых скрывается злой дух.
Божество наказывает врага за то, что он спрятал – в зависимости от версии – воду или скот. Украв эти товары, он прячет их в пещере или за камнями и скрывается в различных формах, как видно в отрывке выше.
Прогнав его, он освобождает украденное. По мнению В. В. Иванова и В. Н. Топорова, поединок Бога-Громовержца с Драконом (или гадюкой/змеей) описывает отношения Перуна и Велеса . Поэтому миф, скорее всего, рассказывает о боге Перуне, смотрящем с вершины дерева или прямо с небес. Враг низко, у подножия дерева.
В восточнославянской версии мотивом врага является желание обладать скотом , что позволяет видеть в нем бога Велеса.
Отношения Перуна с Велесом
Однако отношения Перуна с Велесом могут быть гораздо более проблематичными — по восточнославянским верованиям, сохранившимся даже после христианизации, Велес по своей функции дополняет Перуна. Согласно источникам, на которые цитирует Успенский в своей работе «Культ св. Николая в России»:
«Гром — созданный Велесом и Перуном. Велес управляет облаком, а Перун управляет громом, небесной волей. Облако движется к Перуну, а ветер движется поперек Перуна».
В этой цитате имена святителей Николая и пророка Илии изменены на Велеса и Перуна соответственно, поскольку в этом фрагменте описывается заражение христианских верований славянским язычеством и именно это, должно быть, имели в виду крестьяне.