Ромуальд Свежбенский, автор опубликованной в XIX веке книги «Вера славян из обрядов, клехд, народных песен, заклинаний, летописей и возрожденной славянской речи», изложил интересный пантеон славянских богов, единственный в Польше.

Р. Свержбенский выдвигает гипотезу о существовании культа Рока в Польше — что, если предположить его эквивалентность Жезлу, весьма необычно, поскольку никаких свидетельств существования культа Жезла в Польше не сохранилось.

В западнославянском регионе такие доказательства получить трудно; тень его культа можно увидеть в ритуалах стрижки и почитании Роджанице в Чехии и Словакии. Так является ли Год Свежбенского западнославянским семейным культом в России?

Поиск в филологии доказательств неархивированных исторических событий стал очень популярной стратегией с 20 века. Эта стратегия дает надежные результаты и вместе со сравнительным религиоведением позволяет совершать важные открытия там, где не сохранились другие исторические источники. Уже в XIX веке Свержбенский основывал свои исследования на польской филологии и пришел к интригующим выводам. Между прочим, Свержбенский избегает сравнительной литературы, считая польскую нацию более цивилизованной, чем другие индоевропейские культуры, и считает подобные сравнения иконоборческими.

Стоит отметить, что автор имел доступ к плагиату Б. Трентовского , опубликованному Й. Шульцем, на который он часто ссылается; также стоит отметить, что он является создателем эпохи романтизма , когда исконная славянская вера рассматривалась как нравственное превосходство славянских народов («Польша — Христос народов»).

Рок, высшее божество славян
Год по-церковнославянски означает сверхъестественную силу, судьбу, судьбу. Раньше говорили: «Так сказал Год».

В польском языке этот термин изменил свое значение – год означает 12 месяцев – но его отголосок можно найти и во многих других польских словах. Раньше у нас в Польше 12 месяцев тоже приходилось называть, как и у восточнославянских народов, годем (бог — год по-русски).

В поисках исходного значения корня слова -рок- автор приводит ряд примеров слов, созданных на его основе:

  • Ежегодно — от русского: роковое, например, годовое время, т.е. время вынесения приговора или осуждения чего-либо.
  • Роки — судебный термин, например «Стач на роки».
  • Переговоры – в судебной системе: обсуждение перед достижением консенсуса
  • Judgment – ​​приговор, приговор
  • Нарок — охранник, принадлежащий к помещичьей гвардии.
  • Оракул — изначально осуждающий и выносящий решения авторитет, а не предсказатель будущего.
  • Оберег – заклятие, в русском понимании, заклятие, вызывающее болезнь или смерть, наносимое в качестве наказания. По-церковнославянски тоже пошлина или штраф.
  • Уникальное место — волшебное место , лысые горы, курганы, место, где выносятся приговоры.
  • Праздник – день собирания в пустыне
  • Пророчицы — жрицы Рока, называемые девами, выносили приговоры и наказывали виновных.
  • Порок – (от русского) грех, порок.
  • Мрачный Жнец — каторжник
  • Отрок — член старшины Рокских (Нарокских) вооруженных сил.
  • Нарок — вооруженные силы Рока
  • Ремень — ремень, сегодня для связывания например рюкзака, когда-то для связывания птиц во время охоты , или в контексте Рока: для удушения каторжников (петля)

Год как солнечное божество

В пустыне, когда вы приближались к солнцу, вы фактически приближались к Року. Хотя пустыня была местом, близким к солнцу; хотя празднования Рока происходили в дни солнцестояния и сравнения ночи с днем ​​и дня с ночью; а четыре времени года, как считалось, зависящие от солнца, назывались у нас годом (annus); хотя в пустыне дар солнца горел в огне и текла вода, в которой лежало солнце (...) как солнце не Год; и самое священное его проявление.

Праздники Рока, приходящиеся на зимнее солнцестояние, или Брачный праздник , и летнее солнцестояние, или Купаловская ночь , позволяют предположить, что Рок — солнечное божество.

Брачный праздник и Купальская ночь, согласно нынешнему уровню знаний, не посвящены каким-либо славянским богам, и их происхождение, хотя когда-то, безусловно, важное, стало размытым. Купаловская ночь, праздник огня и воды ( А на горе в полуоткрытом лоне горит вода, притягивающая небо. ), предпринимались попытки вывести ее от Иоанна Предтечи (Купала – баня, крещение), но этот праздник гораздо старше христианства в славянском регионе, а вероятно, старше христианства вообще. То же самое и с Щедрой свадьбой; в восточнославянском регионе этот праздник отдаленно связан с Роджанице , не особо популярный в западнославянском регионе. Гипотеза о приурочении обеих этих дат к Году представляется вероятной.

О судебной власти в Славянском крае

Гельмольд, летописец XII века, писал о системе правосудия в славянском регионе:

У этого дуба в понедельник собрались для правосудия местные жители, в том числе первосвященник и царь.

Правящее божество, прозванное летописцами Прове, как и Рок, должно было не иметь храмов: у него не было ни храма, ни жертвователя; Он лечит только древние дубы, которые были его святилищем . В этих дубравах должны были найти приют все преследуемые люди, а славяне боялись пролить там даже кровь своих врагов. (А. Гейстор)

Храмы Рока

Год должен был состояться без храмов:

Рок, как невоплощенный дух, не имел ни образа, ни изображения, ни жертвенника, ни ничего. (...) Алич в исторические времена, когда старая вера сохранилась только за Одером; и когда принцы сделали шаг перед священниками, об этом сказали Проу; а на его территории часть дубового леса была окружена стеной с четырьмя углами, как приют для угнетенных.

Свержбенский описывает пустыню как место, где судили и казнили пророчиц:

Памятники были естественными и разбросанными. Если взять в меру местность Провы, она же Рок, описанную Гельмольдом, то ее центральная часть была окружена забором, стеной с двумя башнями. По этим убеждениям были объявлены приговоры; которым по приказу Рока поверили; а в самом конце они имели приют, невинно преследуемые; здесь также содержались заключенные. Убеждения вводились через одно и выпускались через другое. Недалеко от глуши жили странные девицы Рока и Отрока. Здесь также содержали и разводили рептилий — существ и вещей, помогающих нам говорить и догадываться о правде; и отмены заклинаний. Был ад возле пустыни, где сжигались мертвецы; и «Ничей снитч » , снимающий с них налет телесности и очарование небытия; т. е. превращение землянина в небожителя, мертвеца. В аду были сожаления; где были закопаны пепельницы с прахом умерших; и слезные сосуды, содержащие слезы жриц Рока. Здесь также проводились гонки и отборочные испытания.

Пророчицы, служанки года

Девы года, пророчицы, были жрицами, выносившими приговоры в пустыне. Эта «должность» передавалась от матери к дочери:

(...) следовательно, пророчицы, лечившие больных (заколдованных) из сокровищницы Роки, были из одного рода. Итак: они женились; и первенцы их рождались девственниками, пока не вступали в брак.

Когда женщины выходили замуж, они теряли священническое положение и со временем передавали его старшей дочери:

Если бы от них и другие девицы назывались девственницами; некоторые милые девушки потеряли священство, когда вышли замуж

Пророчицы должны были «нейтрализовать» осужденных. Однако это означало не только предать их смерти – и сделали это не сами пророчицы, а отроки, их стражи. Пророчицы должны были «вызывать яд, который смущал умы [заключенных] и делал проклятых безвредными для общества».

Культ Рока был матриархальным: «Женщины, как ясновидящие, пользовались большим уважением у Рока, и поэтому свои ритуалы он доверял девственницам»

Суд пророчиц

Суд – слово с богатым смыслом, истоки которого растворились в дымке истории. Свербенский проливает на это некоторый свет:

Приговор, неизвестный также у русинов, представляет собой приговор виновным пророчицам, которых привели в пустыню нараты под предводительством отроков. Пророчицы судили о вине этих закованных в цепи узников, глядя на воду, стоящую в ведре. У чехов это ведро называлось osudzie swie; в России — суд, судек; и в старопольском языке, от которого произошли чешский и русский суд; наше суждение. Когда пророчицы обнаружили виновника в воде суда; тогда вылили святую, чудесную воду, запятнанную преступлением. Вспоминая об этом, Рей пишет: «Святое правосудие течет, как чистая вода, по земле». Название воды, открывающей истину, священно и чудесно, что указывает на то, что это была не обычная вода. Должно быть, оно пришло из пустыни. (...) Даже сегодня ведьмы судят, глядя в сосуд, наполненный водой; и притом русский суд, из которого исходит суд, есть сосуд для жидкостей; а у нас в стране есть районы где ведро называют судом

Год – это родий?

Человека, поддающегося проклятиям или чарам, называли очаровательным. «Симпатичность» человека должна была снять обрядом стрижки — обрядом , посвященным на Востоке родзаникам и Жезлу . Стрижка волос в то время благословлялась и Року, и рожанице.

Предполагается, что Рок — солнечное божество, праздник которого отмечается в Щодрэ Годы (бог — рок по-русски) и в день летнего солнцестояния . Щедрый Годий — праздник, в который чествуют и рожаниц, слуг Рода .

Год по-русски означает (по данным Википедии): несчастный, плохой, тяжелая судьба, мрачная судьба, горькая судьба . Род и рожаница, называемые гадалками, связаны с судьбой человека.

Год служили женщины – жрицы и пророчицы. Точно так же и слугами Рода, провидцами судьбы, были женщины-демоны. В культе как Рока, так и Рода можно увидеть отдаленный проблеск матриархата, подтверждая гипотезу о том, что этот культ должен был предшествовать патриархальному культу богов войны (включая Перуна , Яровита , Свентовита), необходимого в более поздних, «более интересных» раз.

Год, Рог, Жезл

Тему -рок- можно увидеть в имени солнечного божества — Сварога (Свержбенский пишет это имя "Сварок", подчеркивая родство с Роком и сваром).

Фонетическим аргументом общего происхождения Рока и Рода является тот факт, что в славянских языках звуки к и г могут трансформироваться друг в друга путем изменения звонкости:

Перед звонкими согласными (кроме [в], [в'], а также звонкими [л], [л'], [р], [р'], [м], [м'], [н], [н']) в среднем голосе и в сочетаниях простых предлогов с другими словами глухие согласные [р], [р'], [т], [т'], [к], [ф], [ф '], [s], [s'], [š], [š':]. В таких случаях буквы п, т, к, ф, с, ш, щ (отдельно или с ь) обозначают звонкие согласные, т.е. [б], [б'], [д], [д'], [г ] , [v], [v'], [z], [z'], [ž], [ž':], (...)

Стефан Гжибовский — Лекции по фонетике русского языка

Это дает возможность трансформировать слова Рок и Рог между собой по мере распространения слова по славянским территориям.

Кроме того, мы можем процитировать дальнейшие фрагменты из работы Свержбенского, постулируя общие корни этих слов:

г-на Ф. Зелинского, на основании актов 1232 и 1260 годов, включенных в Дип-код. половина. Ржищевский доказал: что под народом подразумевались целые деревни; и даже поместья так назывались — Comes de Naroci ; однако в древности слово «нарок» происходило от слова «рог» ( ро ); и В.А. Мацеёвский от жалоб.

Следовательно, принимая во внимание высокую динамику фонетики славянских языков, нетрудно предположить, что слова Рок, Рог и Род имеют общий корень, вероятно, относящийся к одному понятию или богу.

Волос, Прове, Джесси, Колада, Ладон и Купала

Сам Свержбенский сравнивает Рока с Проу, богом, упомянутым, среди прочего, А. Гейстору, и Йессе , божеству пантеона Длугоша , по примеру А. Брукера, считавшегося большинством славистов лингвистическим недоразумением, предполагаемого верховного бога славян Трентского пантеона . Автор дистанцируется от идеи, лежащей в основе деятельности Рода и семьи:

Если Судьба вызывает события без участия человеческой воли; если же они не смогут избежать его положений: тогда и заслуга, и преступление падают на Фатума; и вовсе не на человеке. Что ж, фатализм — это превращение человечества в тупую материю; мешает развитию и совершенствованию.

Свержбенский признает, что Рока называли также Коладой и Купалой , приписывая ему праздники Колады и Купаловой ночи.

Автор также находит аналогию Рока в восточнославянской Валахии ( Велес ):

(...) Волос, хранитель стад: но так как его праздник отмечается в России и Литве вместе с летним празднованием Года: поэтому я заключаю, что Волос, Создатель, как защитник пастухов, назывался

Славянский пантеон по Р. Свержбенскому

Свержбенский признает Рока верховным богом, чей пространственно-временной масштаб предшествовал существованию других урановских божеств, таких как Перун или Свентовит. Автор упоминает:

  • Ругевида
  • Поренута
  • Радегаст
  • Триглав
  • Волоса

Ограниченный пантеон, представленный Свержбенским в его творчестве.

Вера славян, воскресшая из обрядов, клехд, народных песен, волхвования, летописей и славянской речи, по мнению автора, должно предполагать позднее появление этих божеств из единой, матриархальной мифотворческой ткани, организованной вокруг Рока и его жриц:

Столь небольшое количество богов означает, что их следует считать более поздним дополнением. Они выросли в размерах в VIII веке, когда возвращение лечитов и лакхов подавило власть жрецов и судебную систему Рокиков. В пользу этого говорит предание, что Пиорун, сын Словена, был Пиоруном; и позднее введение поклонения этому богу в Киеве. В основе всех национальных верований мы находим концепцию единого бога; который затем распадается на множество богов. (...) Год еще Создатель мира. Как бы то ни было, воеводы немедленно отстранили девушек от правосудия; а потомки этих славяно-русов взяли судебную власть в свои руки и соединили ее с обрядами Перуна .

Ругивид

Ругевид — почитается в городе Каранза — сегодня немецкий город Гарц — на острове Рюген. Его статуя должна была быть сделана из дуба и стоять под открытым небом; птицы гнездились в укромных уголках тотемного столба. На боку у него было 7 голов и 7 мечей, восьмой был обнажен в правой руке. Он должен был охранять побережье от морских разбойников.

Поренут

Поренут, также называемый Поронец, также почитался в Каранце, на острове Рюген. Божество мудрости и супружеской любви. У божества было четыре лица и пятое на груди, которое он поддерживал левой рукой, поддерживая лоб, и правой рукой, поддерживая подбородок. Свержбенский интерпретирует положение божества как послание супружеским парам: (...) эти четыре лица на голове и одно на сердце учили: что, если супружеская жизнь не должна быть выкидышем (...) благоразумие — это четыре раз более необходимо, чем чувство

Радегаст

Радегаст — панславянское божество, покровитель гостей и торговцев, имел храмы в Ретре, Винете (т.е. в нынешнем городе Волин или его окрестностях, в устье Одера). Храм был окружен святой Домбровой . Статуя Радегаста имела львиную голову, на которой сидел гусь. На его груди голова буйвола. И сказал он врагам своим: у меня храбрость льва, ночная зоркость гуся; а настойчивость буйвола нужна купцам. Эта настойчивость стражей была испытана пиратами во вред; что поощряло и привлекало сторонних торговцев, которые обогащали жителей Ретрзы.

Статуя бога должна была быть отлита из золота и стоять на «боге, покрытом пурпуром». Его окружали статуи других божеств, «как бы видения его, со страшными глазами, в шлемах и доспехах».

Угол поддерживался рогами различных животных, что означало готовность защищать угол, остров и интересы купцов. На стене, т. е. частоколе, окружающем территорию, были вырезаны «охраняющие идолы».

Триглав

Триглав был божеством, которому поклонялись в Згожелеце (!), в Померании. Статуя Триглава должна была иметь три головы, одна из которых смотрела вверх, а другие смотрели вперед: «Первая охраняла воздух; вторая земля; треть моря». Существа, населяющие воздух, землю и воду, должны были быть вырезаны на штукатурке, окружающей угол .

Свежбенский пишет:

Трюлав получил почести от поморцев в Згожелце. У его статуи три головы. Один из них смотрел вверх, двое других смотрели вперед. Первый охранял воздух; вторая земля; треть моря. Что этот бог не имеет отношения к Тримурти, я покажу ниже. В Щецине статуя Трюлава была сделана из чистого золота. Святой Оттон Бременский, обратив этих славян, отправил главу этой статуи Святейшему Отцу.

Трудно решить, поклонялись ли Трюлаву в Згожелце в Померании или же автор имел в виду культ Трюлава в Щецине. У Трюлава действительно был угол в Щецине, разрушенный Отто Бременским, и его статуя действительно должна была быть золотой, но, возможно, ее удалось спасти; Легенда гласит, что жрецы подарили его старухе, которая спрятала его в стволе дерева. Его не нашли. По сегодняшним сведениям, города Згожелец в Поморье нет, а сам Щецин имеет свое первоначальное славянское название.

Волос

Волос , хранитель стад, по мнению Свержбенского, мог быть интерпретацией Рока и его воплощением как хранителя стад и защитника сельского хозяйства. Валахия была популярна в восточнославянском регионе, а ее владения в западнославянском регионе должны были подчиняться Руху.

Пантеон Длугоша и более поздние божества

Далее автор упоминает также следующие божества пантеона Длугоша , введенные, по его словам, позднее:

  • Нии — бог (мужской род, а не богиня) с углом в Гнезно, в котором горел огонь, чтобы забрать грехи земной жизни.
  • Лель-полель ( Лель и Полель ) — божество дождя, имеющее уголок в Лелеве или на Свентокшиской горе (здесь автор скорее предполагает местность Рока, посвященную дождям)
  • Свистум-посвистум — божество, олицетворение ветра
  • Коровяк — олицетворение растения коровяк, используемого жрицами Рока; у него нет ранга божества
  • Марена – тоже растение, олицетворение зимы и смерти; у него нет ранга божества
  • Погода – воплощение непогоды; у него нет ранга божества
  • Дзидзилия – олицетворение поля; у него нет ранга божества
  • Живе – воплощение жизни; у него нет ранга божества
  • Перун — грозовое божество, распространение которого если и не общеславянское, то уж точно общее с балтами.
  • Святовид — по Свержбенскому божество света, хранитель.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие