Нет сомнения, что во времена раннесредневековых славян существовал организованный комплекс верований. Внутри него можно выделить главных и вспомогательных божеств. К сожалению, ранние славяне были неграмотным народом, поэтому от их красочных времен не осталось никаких записей или летописей, которые рассказывали бы об их жизни или важных для них божествах. Хотя по реконструкции славянского религиозного мира все еще проводится множество исследований, в настоящее время мы знаем лишь о некоторых наиболее важных богах. Давайте проверим, в каких божеств верили наши предки.
Перун – бог неба и грома
Слово Перун означает «тот, кто наносит удар». Однако атрибутами этого божества были не только удары молний. Это также было связано с такими особенностями, как сила и эффективность в боях. Перун был главным божеством. Его фигуру можно встретить и в других индоевропейских мифологиях. Этот громовой бог чаще всего ассоциировался с величественными деревьями, например, дубами, которые Перун «благословлял» ударами молний. Этот бог сражался с помощью каменных молний, останки которых представляют собой окаменелые белемниты. Спутницей Перуна была Перперуна – защитница атмосферных осадков. Когда период засухи сказался на славянах, совершался ритуал обливания Перперуны, т. е. одной из девушек, выбранных из общины. Это должно было гарантировать приход дождя.
Свентовит — могущественный лорд со сверхъестественной силой
Перун был божеством с патриархальными чертами. Он очень развитый бог, отстаивающий закон. Но какое отношение это имеет к Световиту (также называемому Святовидом)? Ну, Перун был представлен в различных воплощениях, например, Световит, Ярила или Руевит. Свентовит означает могущественный Господь: Тот, Кто обладает сверхъестественной силой. Его атрибутом был рог – символ власти и цикличности. Его отождествляли с сельскохозяйственными функциями. Джаровит, с другой стороны, был богом юношеской силы. В свою очередь, Ярило – юный бог, изображаемый в виде человека в белом одеянии с колосьями в руке, сидящего на коне. Предполагается, что последние два божества могли быть «младшими» версиями самого Перуна.
Велес – бог подземного мира и магии
Велес (Волос) считается величайшим противником Перуна. Вероятно, он был защитником скота и фермы, а также процветания. Однако его наиболее важной функцией была забота о Навиа, то есть месте, где оставались души умерших. Он также является божеством, связанным с миром магии, проклятий и тайных искусств. Хоть он и был противником Перуна, но не был отрицательным персонажем. Его зооморфным воплощением был Вирм, похожий на дракона. Это божество, в свою очередь, отвечало за воду и урожай. Жмий вступал в отношения с женщинами и имел от них могущественных сыновей. Он сражался с враждебными существами, поэтому был полностью уверен. Кроме того, он представлял преступный мир и хаос.
Сварог – бог солнца и небесного огня
Сварогу поклонялись во время Щедрой свадьбы, которая была связана с зимним солнцестоянием – торжеством солнца над тьмой. Сварог связан с кузнечным делом, установлением законов и созданием инструментов. Многие города в Польше названы в честь этого бога, например Сважендз или Сварожин. В зависимости от площади славянского региона был известен и культ сына Сварога – Дадзьбога, Сварожица или Радогоштема. Зооморфным воплощением Сварога был Рарог – жар-птица.
Женские божества славян
Женские фигуры божеств чаще всего были вспомогательными фигурами. Самый популярный из них, конечно, Мокош. Она богиня дождя, защитница земли, воды и женщин. Фертильность, сексуальность и женственность остались под ее опекой. Его также отождествляли с ткачеством, пастушеством и прядением. Мокош, вероятно, был партнером Перуна, т. е. упомянутой Перперуны.
Марена
Марзанна – богиня зимы, смерти и разрушительной силы природы. Именно в ее честь у языческих народов во время Весенней свадьбы топили чучела. Эта традиция сохранилась и по сей день. Этот ритуал должен был гарантировать урожай в следующем году. Марзанну также отождествляют с Дзиванной, богиней лесов, охоты и весны.
Аврора
Северное сияние связано с культом рассвета и планеты Венера. Причем трех богинь процветания и судьбы называли Аврорами. Их часто отождествляли с Роджаницами, т. е. фигурами, которые изображались над детскими колыбельками – они были метафорой жизни.
В славянской мифологии также есть божества, соответствующие римским богам: Дзиванна (Диана), Дзидзилейла (Венера) и Погода (Подага).