В незапамятные времена нашей землей управляли боги, создавшие мир. По крайней мере, в это верили наши предки до появления христианства. Но что это были за боги? Благодаря массовой культуре мы знаем о греческом Зевсе, римском Юпитере, египетском Ра и других "чужих" небожителях. Но когда речь заходит о белорусской мифологии, то в лучшем случае вспомним Перуна.
Игорь Углик, фото Смартпресс
Смартпресс с помощью эксперта, кандидата исторических наук, доцента Игоря Углика, начинает цикл статей о верованиях наших предков "Боги и духи древней Беларуси". Первая статья – о богах и сотворении мира по версиям язычников.
Вначале был Перун?
У наших предков не было единой версии о том, кто и как создал наш мир. Существуют несколько языческих мифов о сотворении мира и христианский апокриф.
– Самый распространенный у наших предков миф о создании мира (космогонический) похож на греческий и в целом характерен для индоевропейской мифологии. Речь идет о союзе Земли (женского начала) и Солнца (мужского). В результате этого союза и родились боги – Ярила (солнечный бог), Житень (бог урожая). Они были самыми первыми,
– рассказывает эксперт.
Бога осени и урожая Житня изображали с третьим глазом на затылке – он видит все!
В отличие от, скажем, греческих мифов, у белорусских богов нет четкой генеалогии. Целые пласты дохристианской истории и культуры уже утеряны – и, возможно, безвозвратно. Хотя Игорь Углик надеется, что в зарубежных архивах в старинных рукописях может найтись хотя бы небольшое системное описание белорусских богов.
Собеседник отмечает: в белорусском теогенезе (появлении богов) есть своя специфика.
– В нашей мифологии нет информации о войне богов, свержении, убийстве противников – наши боги, судя по всему, просто сосуществовали. Хотя среди них в дальнейшей "божественной истории" и имелось противостояние (Перуна с Велесом и Чернобогом, Мороза – с Солнцем). Имеется лишь один "воинственный" сюжет – базовая для индоевропейской мифологии мифема о борьбе бога грома и молнии со змееподобным противником (в Индии – Индры с Шешей),
– говорит эксперт.
Бог Белун. Существует версия, что он был отцом Перуна
Второй миф о сотворении мира – аутентичен и практически уникален. Это история о сотворении мира Перуном.
– Аналоги этой версии сотворения мира я обнаружил в мифах Древнего Египта (о первичной горе, породившей Ра, затем пирамиде) и скандинавских верованиях (о возникновении жизни от искры). Вначале была мертвая вода. Из нее поднялся камень, гора, в которую ударил Перун и возникли искры – красная, белая и желтая. Эти искры упали в воду, и так зародилась жизнь. Это классический в мифологии пример мировой горы-медиатора (космического посредника) между землей и небом (пирамиды, зиккураты, курганы). Что касается цвета искр, то с красной и белой вопрос более-менее понятен – это наши традиционные цвета: красный символизирует жизнь, белый – смерть. А с желтой искрой возникает проблема. В Европе желтый цвет воспринимался негативно, это цвет болезни. И в белорусской традиции он связан с миром мертвых, духов, ведьм, в народном орнаменте он представлен мало. Хотя, возможно, в данном мифе он выступает в своей позитивной ипостаси – как символ солнца, огня, Перуна, главного креативного, связывающего начала на нашей земле,
– рассказывает Игорь Углик.
Кстати, этот миф соответствует научной теории о происхождении жизни непосредственно на Земле. Согласно ей, в прибрежные воды Мирового океана (тогда он был действительно мертвым) ударила молния и, благодаря высокому напряжению появился материал для аминокислот, простейшие РНК и затем ДНК.
Князь Владимир у идола Перуна. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Адам с хвостом и дикие "асiлкi"
И, наконец, третья древняя версия сотворения мира – это народный апокриф, обработка Библии. Он появился позже, чем языческие мифы.
– Согласно версии наших предков, Бог создал человека, который был покрыт чешуей, похожей на рыбью, и имел хвост, из которого была сотворена женщина. В процессе создания ландшафта земли участвовал и черт, который украл у бога часть "материалов" и спрятал во рту. Но не удержал и его стошнило – так у нас появились болота. А русла рек проложили "асiлкi", имеющиеся во многих мировых мифологиях великаны. Они были дикими, не имели поселений, хозяйственных занятий их развлечением было кидать камни в небо. И за это бог их уничтожил. Кроме того, духи культурного, природного пространства – это сброшенное за бунт с неба воинство Сатаны,
– рассказывает эксперт.
Черт
Перун, Купала и Мороз – самые популярные боги
Большинство языческих богов на территории нынешней Беларуси были "локальными", то есть верили в них далеко не везде. Дело в том, что, как утверждает Игорь Углик, на наших землях после расселения славян практически не было больших миграций, а предки белорусов по своему характеру были маломобильными, предпочитая всю жизнь оставаться на своей малой родине.
В честь бога Купалы отмечали праздник Купалье, во время которого искали таинственную папараць-кветку
– Представляется, что по всей территории нынешней Беларуси был устойчиво распространен культ лишь нескольких богов – Перуна, Мороза, Коляды, Купалы, а также Юрьи – Ярилы. С Перуном все понятно – это был древний верховный (при князе Владимире) бог-громовержец, истребитель нечисти. Купала – андрогинный бог солнца, плодородия и сексуальной (креативной) энергии, имел сразу две ипостаси: мужскую (Купало) и женскую (Купала). Об отсутствии "интегрированности" белорусских богов говорит и то, что у них не было четкого места локализации, такого, как Олимп в Древней Греции,
– рассказывает собеседник.
И, наконец, Мороз – суровый зимний бог. Не стоит его путать с добрым Дедушкой Морозом из массовой культуры.
Белорусский бог Мороз отличался от современного Деда Мороза
Мороза наши предки представляли в образе пожилого человека с заиндевевшими длинными бородой и усами, с красным (или синим) носом, в белом одеянии. Он насылал морозы, но злым не был. Считалось, что он намораживает дороги, делает проходимыми реки, озера. Более того, перед сильным похолоданием он ходил по деревням и стучал палкой по домам, предупреждая о непогоде людей. Чтобы задобрить, расположить к себе этого языческого персонажа, его приглашали на Колядки поесть кутью. Его черты присущи и другим зимним божествам: Зюзе и Ледяному Деду. Разумеется, Снегурочки при таком Морозе не было.
Зимнее божество Зюзя
Каким был белорусский рай?
До прихода христианства у наших предков не было понятия ада и рая. Существовала "краiна нябожчыкаў" – небо.
– Считалось, что душа умершего человека уходит на небо. Небо, кстати, в понимании наших предков, имело семь уровней (причем бог находился на седьмом), – точно также как у догонов (народ на юго-востоке Мали) и в мифологии Междуречья. Кстати, по одному из самых распространенных мифов, звезды – это души умерших людей. А по другому мифу, уже христианскому, звезды – это свечки, которые держат ангелы в честь человеческих душ. Когда человек умирает – ангел гасит свечу. А падающие звезды – это душа некрещеного ребенка, которой не место на небе. В целом, общение с предками, как принято в языческой традиции, продолжается, – у нас в древности во время трапез на курганах, а затем во время "дзядоў",
- рассказывает Игорь Углик.
Ева в раю
В христианских апокрифах рай уже был. Он находился на небе и в нем жили очень странные Адам и Ева.
– Классический ад и рай возникли в религиозной системе христианства, хотя у древних греков были Елисейские поля для особо выдающихся героев, у египтян не прошедшая проверку на загробном суде душа умершего уничтожалась, в Индии существовало представление о страшной загробной области голодных духов. Уникальная белорусская особенность – наш рай ассоциируется с выраем, местом, куда на зиму улетают птицы. Именно поэтому, когда они летели назад, им нельзя было причинять вред. А вообще белорусский рай обитаем – там, по апокрифическим представлениям, живут праведники,
– рассказывает эксперт.
Гарцуки
А вот подземный мир в белорусской мифологии был разработан не очень подробно.
– Подземных богов было несколько. Это был Жыжаль – бог подземного огня, который летом выходил наружу. Кроме того, изначально добрый бог Велес, покровитель скота, в процессе своей эволюции стал отрицательным персонажем, покровителем змей, жившим под землей. По белорусским представлениям, под землей жили какие-то маленькие люди, в возвышенностях – летучие "гномы" гарцуки – помощники Перуна, из расселин, ведущих вниз, доносились стоны, а из болотного "окна" могла появиться рука и затянуть туда заблудившееся домашнее животное. В целом, сложилось представление о подземном мире как о негативном месте,
– говорит Игорь Углик.
Бог подземного огня Жыжаль
Если в египетском пантеоне было более 2200 богов, в римском – свыше 3300, то в белорусском – несколько десятков. Зато они были особенными. Кроме того, они в большинстве были сезонными. Также боги наших предков были мало конфликтными. Не исключено, что они даже "не знали" друг друга. Или же мы ничего об этом не знаем.
– Главная проблема в том, что на территории современной Беларуси не было как-таковой касты жрецов. Были жрецы на капищах, а в миру их функции религиозного лидера выполнял военный либо родовой вождь. А ведь именно жрецы сохраняли обряды, религию, теологию. В Индии, где были брахманы, древние верования сохранились. А до нас дошли лишь небольшие обрывки мифов да имена богов – сохранять языческие традиции, записывать генеалогию богов и их деяния было некому,
– отмечает эксперт.
– Однако о развитии языческой теологии говорит наличие богов-моральных цензоров, таких, как Лад, Толока, Доля, Девоя, Люмбел, Доброхожий.
Например, Доброхожий (собирательный образ лешего и домового) мог наказать человека за бесхозяйственность и сквернословие. Девоя считалась покровительницей девичьей невинности, а Лада поддерживала лад и порядок в семье.
К тому же, даже сезонные боги стимулировали позитивные моральные качества, достойное поведение, трудолюбие.
Автор: Сергей Лобко, в качестве иллюстраций использованы работы Заслуженного деятеля искусств Беларуси художника Валерия Слаука