Первому месяцу лета восточные славяне дали довольно много имен — «хлеборост», «розан­цвет», «скопидом», «червень». Названия характеризуют все происходящее в этот период и напоминают, что на отдых надеяться не надо. Говорили так: «Пришел июнь-розанцвет — от работы отбоя нет».

В июне наблюдается яркий ковер цветов на полях, первый сенокос молодых и сочных трав и самое главное — выход колоса. У нас про это событие говорили более поэтично: колос не выходит, а выплывает. Все внимание приковано к полю. К нему ходили каждый день, ухаживали, как за малым ребенком, следили за всеми изменениями, тихонько разговаривали с ним, просили, хвалили, благодарили. «У чэрвенi ўбачыць спадар, што поле дасць у дар», — говорили наши предки.

1 июня — Иван-долгий. По приметам, если в первые два июньских дня идет дождь, то дальше все дни будут ясными и сухими.

В четверг на шестой неделе после Пасхи идет праздник Вознесения Христова, или «Ушэсце». В этот день, помимо церковных торжеств, проводили еще и народные обряды. Например «пахаванне стралы». Кроме стремления повлиять на плодоносные силы природы, просьбы доброго урожая, у обрядов была еще одна задача. Под стрелой подразумевалась та самая стихия, которая до сего времени не подчиняется никому и ничему, то есть молния. К ней обращаются в главной хороводной песне: «…Ты ляцi, страла, уздоўж сяла. Ты ня бi, страла, добра молайца. Па тым молайцу некаму плакацi. Мацi старэнька, сястра маленька».

Обряд получил распространение на юге страны, на Гомельщине. Именно на этих территориях в весенне-летний период начинаются особенно сильные грозы. Отсюда и сам обряд «пахавання стралы», направлен на нейтрализацию стихии, приносящей страшные беды и даже смерть. Главное место в обряде — хоровод. В нем принимало участие большое количество женщин. Задача хоровода умилостивить, упросить грозную «стралу» защитить человека, животных, свое жилье. В обряде проходит древнейшая магия обращения к стихии и имитация ее погребения.

Во время закапывания мелких предметов, заменявших «стралу» в обряде, произносили: «Ты ляжы, страла, да наступнага лета». Надеялись, что после этих действий гроза и «маланка-страла» обойдет селение стороной

На следующий день вспоминали Алену, опекуншу очень «женской» культуры — льна. Поле цветущего льна похоже на голубое озеро, лепестки цветов настолько нежные, что тают от прикосновения. Лен, как говорят у нас, всю семью одевает. Уходя на полевые работы, женщины спокойно оставляли на поле льна малых деток. Верили, что льняное поле отгонит от них всякое зло.

В некоторых регионах на Алену водили хоровод под названием «Лянок». В нем женщины старались повторить те действия, которые они выполняли при посадке, уборке и обработке льна.

Примета

Если на Алену бушевало ненастье, то и осень будет похожей, с большими и долгими дождями.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие