Сегодня в сфере информационной безопасности, правовой и криптозащиты цифровых технологий алгоритмы шифрования довольно востребованы. Для меня, как философа и адвоката, практикующего в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, тема криптографии представляет особый научный и практический интерес.
К примеру, модная ныне во всем мире криптовалюта названа именно так потому, что не поддается взлому, фальсификации или несанкционированному воспроизводству. Ее невозможно ни подделать, ни изменить, так как ее нет в бумажном виде. По своей природе это шифр, уникальная математическая комбинация, цифровой код, сгенерированный электронным алгоритмом и хранящийся не в чьем-то конкретном компьютере или в особом сейфе в бункере, а существует «облачно», «децентрализованно» в глобальных трансграничных информационных системах, не имеющих единого центра операционного контроля и администрирования. Гарантией защищенности информации, помимо автономности сетевой архитектуры, является также степень уникальности методов шифрования, кодирования.
Зафиксируем это в памяти и с «высот» современных цифровых информационных технологий, искусственного интеллекта и т.д. на машине времени, совершим увлекательный прыжок в историческую бездну, где поймем, что шифрование, как средство защиты информации появилось не сегодня и не вчера, оно применялось человечеством со времен глубокой древности.
На примерах армянской тайнописи убедимся, что тексты наших предков соответствовали требованиям уникальности шифра, так как не повторяли друг друга ни графически, ни алгоритмически и успешно применялись при создании, передаче и хранении критически важной информации.
Тайнопись особо применялась в сферах духовного служения, политике, военном деле, медицине и в торговле, и совсем не исключено, что со временем узнаем об иных сферах ее применения.
История армянского народа — нескончаемая череда вражеских нашествий, история отчаянного сопротивления насилию и насильно насаждаемым чужеродным ценностям. В истории Армении периоды греческих и римских завоеваний сменялись завоеваниями персов и арабов, не забудем и про эпидемические века вследствие нашествия полчищ сельджуков и распространяемой ими антисанитарии. Эти драматические события традиционно порождали волны миграции больших групп населения, несмотря на которые оставались всегда неизменными уклад жизни, структура общества, и традиционная система ценностей, а также генетически присущая армянам природная тяга к новым знаниям.
Последние два фактора особенно важны для данной статьи, так как присутствие непрошенных чужеземцев в естественном ареале обитания армянского этноса были экзистенциальным вызовом, стимулом к постоянному поиску и разработке новых средств защиты своего жизненного пространства, в том числе новых методов тайнописи для безопасной передачи важной информации в условиях имевшихся угроз.
Технологии тайнописи применялись в разных странах. Известна, например, арабская тайнопись, использовавшая системы шифрования, основанные как на перестановках, так и на неоднократной замене символов. На Руси тоже применялись шифровки, к примеру, система «Боярину моему верь», когда гонец — доверенное лицо отправителя, прибывшее к адресату с запиской, содержащей указанную фразу, передавало важную информацию устно, или система использования порядковых цифр вместо букв, например, 1 – А, 2 – Б.
В ХХ веке, вершиной шифровального дела считалась немецкая шифровальная машина «Энигма», которую смогли взломать лишь благодаря перехваченным в годы второй мировой войны ключам дешифровки, что и позволило взломать заложенную систему криптозащиты.
Но вернемся на берега Вана, к истории армянской тайнописи. В Армении криптография начала применяться еще задолго до начала применения арабских цифр и даже до появления букв. О техниках шифрования в Армении известно с древнейших времен, к ним можно отнести даже наскальные рисунки, имеющие вероятно сакральный смысл. Вот, например, один из самых первых «шифров», одна из первых попыток передачи информации посредством визуализации изображений животных. В армянской научной палеографии их называют Էծապատկերներ («Козьи надписи»).
Традиции использования в древней Армении разнообразных символов, в том числе письменных, как методов передачи знаний и сведений — тема отдельного, большого изложения. Чего стоят, например, малопонятные пиктограммы в храмах периода армянского язычества или наличие в пантеоне армянских божеств Бога Тира, отвечающего за риторику и письменность или Бога Գրող (писчий, писатель, «Գրողը տանի»), который согласно преданию записывал на лбу человека при рождении его судьбу, определяя его бахт.
То есть, говоря по-иному, в домесроповской, дохристианской, в совсем еще ранней армянской мифологии уже присутствовали как минимум два божества, имевшие отношение к писчему мастерству, к письменному составлению и передаче сведений. В разные периоды истории системы, графика, эстетика начертания символов неоднократно менялись, что заслуживает детального анализа в рамках отдельной публикации.
Увы, многие важные письменные образцы армянского духовного и материального наследия не дошли до нас вследствие известных, описанных выше драматических событий. Вот что, например, говорит историк XIII века Степанос Орбелян: «Полчища сельджуков, наводнив Татевский монастырь сожгли около 10 тыс. книг из библиотеки, используя их как горючий материал для растопки». Оставим это без комментариев, но даже то, что дошло до нас, позволяет утверждать о высочайшем уровне технологии письма и, что особенно важно, методов шифрования.
Изучением армянской криптографии занимались французский ученый XIX века Марий Броссе, а также академик Рачья Ачарян (1876-1953), которому удалось систематизировать системы шифровок, подразделяя их на группы и подгруппы.
Наиболее распространенной методикой шифрования информации была методика Սյունագիր («Сюнагир»), которую можно условно перевести как вертикальное письмо. Методика называлось именно так потому, что была основана на использовании системы вертикальных полос и примыкающих к ним в определенном алгоритме, точек.
Перед нами ключ к прочтению монастырской тайнописи, составленной по системе «сюнагир». Как видим, «ключ» расшифровки состоит в определенном расположении букв месроповского алфавита, согласно которому символы сгруппированы в 4 строки, и классифицированы по количеству применяемых вертикальных полос и примыкающих к ним, расположенными под углом, точек, где точки обозначают порядковый номер той или иной буквы в месроповском алфавите: Ա . Բ .. Գ… Դ…. и т.д. Во второй и последующих строчках этот принцип воспроизводится заново. Почему алфавит поделен именно на 4 группы? Известно, что помимо прямого предназначения, как средства письма и чтения, алфавит являлся также арифметической системой, в которой четыре строки, это четыре группы чисел:
от Ա до Թ — единицы
от Ժ до Ղ — десятки
от Ճ до Ջ — сотни
от Ռ до Ք — тысячные.
Буквами обозначали, например, календарные даты и проводили арифметические расчеты до тех пор, пока не стала повсеместно распространена арабская система чисел.
Ниже дается таблица числительных значений букв армянского алфавита.
Интересный факт был обнаружен немецким арменоведом XIX века Фридрихом Мюллером, который выявил сходство между криптографической методикой шифрования «сюнагир» и кельтской системой письма ogham. Огамическое письмо употреблялось параллельно с традиционной латиницей на территориях современной Ирландии и Великобритании и также, как «сюнагир» соответствовало признакам тайнописи.
Отметим, что ключ к расшифровке криптографической системы «сюнагир» был найден лишь в XVI веке.
Приведем также примеры иных армянских систем шифрования. Система Կետագիր «кетагир» — «Точечное письмо».
Перед нами условно названное учеными «киликийское» письмо. Оно набрано в системе «кетагир», состоит из наклонных полос и набора точек, обозначающих порядковый номер буквы.
С точки зрения эстетики представляет интерес система шифровки Գավազանագիր («Гавазанагир») – «Царский посох».
Как видно из представленной миниатюры, гавазанагир графически воспроизводит формы присущие торжественному тронному царскому посоху в сочетании с уже рассмотренной системой подразделения букв на 4 «цифровые» подгруппы: единичные, десятичные, сотенные, тысячные. Но если в сюнагире группы дифференцируются по количеству полос, то в гавазанагире – по количеству точек над посохом, обозначающих класс цифры .. – единицы, .. – десятки; … – сотни, …. – тысячные.
Удивительную и изящную по формам написания, методику тайнописи, применяемую при написании человеческого имени, представляет собой криптографическая система Փակագիր (Пакагир) – «Завернутое письмо». Ниже приведены примеры данной тайнописи. Ею пользовались при проставлении подписей.
Можно заметить, что алгоритм пакагира заключается в следующем: каждая буква использует и сращена с какой-нибудь деталью соседней, следующей буквы в слове, а все они вместе составляют единое целостное слово — имя человека: Алексан, Армен, Аветик, и т.д., внешне более похожее на узор или буквенную абракакдабру, для человека непосвященного. Этой системой зачастую пользовались переписчики, защищая так свое имя для прочтения людьми, осведомленными в тайнописи, т.к. неблагодарные читатели, завистники и враги вычеркивали имя переписчика, дабы не сохранилась память о нем и его тяжелейшем труде.
Вот еще один образец «пакагир»-а с расшифровкой.
Данное письмо вызывает ассоциации с ветвями растений, которые будто вросли друг в друга или оплетают один другого.
Еще один метод шифрования, которым хотел бы поделиться, это Շրջագիր, («Шрджагир») — «Оборотное письмо», в котором буквы пишутся, наоборот, как в зеркальном отражении.
В завершение своей статьи поясняю, что материал написан на основании источника Ա. Գ. Աբրահամյան «Հայ գրի եվ գրչության պատմությունը» (ՀԱՅՊեՏՀՐԱՏ, 1959). Выражаю благодарность дизайнеру и фотографу Армену Арутюняну, познакомившему с данной книгой.
Мне представляется целесообразной популяризация данных исторических техник криптографии, их преподавание, например, в школе, что бесспорно разбудит живой интерес у детей к тайнам родного языка и будет способствовать развитию навыков самостоятельного и логического мышления. Уверен, что увлекательное занятие по шифрованию на родном языке окажется более осмысленным, чем шифровки «пляшущих человечков» Артура Конан Дойла и тяга детей к мобильным приложениям.
Признаюсь, что, дойдя до ключа номер 21, я бросил неблагодарное занятие по ведению счета системам криптографической защиты в средневековой Армении вследствие их бесчисленного разнообразия, а в статье привел лишь те, которые (скрывать не буду) удалось понять самому.
Многим из нас стоило бы подтянуть свой личностный уровень, возродить в себе чувство меры, вкуса, такта и вообще планку мировосприятия до высоты доставшегося нам, от далеких предков колоссального наследия, причем независимо от его национального и этно-конфессионального происхождения. Наследие необходимо чутко защищать и отстаивать, ведь без него мы не стоим ничего. Записываюсь в адвокаты материального и духовного наследия.
Названия некоторых систем армянской криптографии.
Рубен Киракосян — философ, почетный адвокат, президент русско-армянской ассоциации юристов «АРМРОСТ», специально для ИА Реалист