Часть 1. В поисках «Святого Грааля Смыслов».
1. Существование единого Праязыка вытекает из логики Традиции
Поиск последней парадигмы является само собой вытекающим следствием из усвоенной мысли Генона.
Реконструкции протоязыка существовали в оккультистских школах. К примеру, Шваллер де Любич (египетская теория), каббала, «Стеганография» аббата Тритемия, магические алфавиты Агриппы Неттесгеймского, реконструкции крюковых знаков Поля Ля Кура (журнал «Атлантис»), рунические ариософские таблицы Гвидо фон Листа, магия арабского алфавита у Зебботендорфа, «Археометр» Сент-Ив д'Альвейдра, (который комментировал молодой Генон), его же мифический «ватан», брахманическое искусство «нирукты», теологизированной «народной этимологии», «фонетическая кабала» Фульканелли и Грасе д'Орсе, многое другое.
С точки зрения Традиции, все должно сходиться. Знание проявленного (или тварного) мира конечно, как и сам этот мир. Поэтому перспектива мудрости, охватывающей конечный мир, является перспективой, принципиально открытой для человека Традиции. Конечное знание о парадигме мира по определению доступно реализовавшей себя метафизически человеческой личности. Более того, пути метафизической реализации и знания совпадают, так как именно знание и является альфой и омегой метафизики, совпадая — по традиционалистской логике — с бытием.
Идея о первоязыке запечатлена в Библии, в истории о Вавилонском «смешении языков», когда богохульное человечество утратило Изначальный единый Язык. Восстановлением этого единого довавилонского языка была апостольская глоссолалия в Сионской горнице в Духов день.
Но таинство глоссолалии с необходимостью должно иметь помимо чудесного наития, еще и математически точное выражение, ведь «довавилонский язык» имел какую-то структуру, какой-то шифр, утраченный, забытый, но вполне конкретный. Поиск этого шифра волновал умы не одного поколения мистиков, эзотериков, гностиков, символистов.
2. Поиски Первоязыка в современной лингвистике
В профанической лингвистике тоже есть направление, которое занимается сходными реконструкциями, только на принципиально ином уровне. Это линия связана с итальянским лингвистом Тромбетти, пытавшимся реконструировать изначальные фонемно-семантические комплексы, которые дали бы в определенном приближении набросок «Первоязыка». Более частными проблемами, но в сходном ключе занимались Бопп, Потебня, академик Марр (оппонент другого видного лингвиста Иосифа Сталина) и т.д.
В современной лингвистике существует теория сербского ученого Свитич-Илича — «ностратическая теория». Она делит все существующие языки на протосемейства. Евразийско-африканская «ностратическая семья», (Север) Америндская, включающая протоязыки аборигенов Америки, (Запад) сино-тибетская (Восток) палеоафриканская (диалекты пигмеев Центральной Африки) (Юг)
Эти семьи соответствуют четырем Сторонам Света. И несколько промежуточных. Таким образом, и в современной десакрализованной лингвистике есть попытки восстановления первоязыка. На любительском уровне я пытался реконструировать изначальную «нирукту», соответствие звуков понятиям. Далеко, однако, не продвинулся.
3. Первое знакомство с Германом Виртом (самый закрытый автор)
Все изменило знакомство с трудами Германа Вирта. У него дается окончательный и убедительный ответ относительно структуры протоязыка, который совпадает с протомифом и проторелигией. Это настолько сенсационная и революционная интерпретационная модель, что для ее нейтрализации необходимо хранить абсолютное молчание. Труды Германа Вирта существуют, но при этом не существуют. О них даже самого отдаленного понятия не имеют не только представители официальной науки (о чем из интересных вещей они вообще имеют понятие?!), но и специалисты в области оккультизма и паранаучных исследованиях, даже традиционалисты. Юлиус Эвола назвал в автобиографической книге «Путь киновари» своих трех главных учителей — Рене Генон, Гвидо де Джорджо и Герман Вирт. Эволаисты отыскали все возможные материалы, связанные с Гвидо де Джорджо. Все они опубликованы в традиционалистской прессе на итальянском и французском как минимум. О Германе Вирте практически никто из них ничего не слышал. Его труды отсутствуют в самых полных библиотеках Европы. Я видел его книги только один раз — в бетонном бункере-книгохранилище Алена де Бенуа. Но и он не проявлял к ним никакого интереса.
4. «We are in search of the stone with runic or prerunic inscriptions»
Вместе с тем именно в трудах Вирта дается наиболее достоверная реконструкция ПРАЯЗЫКА Человечества. Это — конкретизация, детализация того, что Генон в общих терминах называет «Изначальной (примордиальной) Традицией». Точнее, это язык этой Традиции, метаязык. Генон также ссылается на Вирта в небольшой рецензии на его книгу «Происхождение Человечества», но рассматривает техническую деталь — соотношение атлантического и полярного местопребывания изначального центра. Смотри «Милый Ангел» и «Мистерии Евразии».
Такой загадочной автор (и личность) как Отто Ран писал в книге «Крестовый Поход против Святого Грааля», что по одной из версий (Вольфрам фон Эшенбах) Грааль представляет собой камень с нанесенными на него руническими знаками. Генон в одном месте говорит о возможной символической тождественности Чаши с книгой, или с камнем, на котором нанесены иероглифические надписи.
То, чем являются труды Германа Вирта — труды научные, трезвые, аргументированные — и есть приближение вплотную к тайне Грааля. преддверие Грааля — а быть может — и сам он. Но к сущности послания Вирта пробиться так сложно, что у меня заняло 2 года простое техническое освоение его объемных книг, снабженных картами, диаграммами, атласами, лингвистическими и пеалеоэпиграфическими таблицами, огромным множеством археологических и геологических данных, не говоря о фантасмагорическом филологическом материале и ссылках на историю религий и мифологию. В этой области, — в истории религий и мифологии, — изучая Вирта, я самостоятельно находил многие примеры, подтверждающие его гениальные прозрения.
Общему обзору идей Вирта я посвятил книгу «Гиперборейская теория». Это лишь предисловие к изучению Вирта, краткое и скупое введение в тему.
Часть 2. Первоиероглиф
1. Нордический Год
Пролегоменами к структуре Изначального Языка у Германа Вирта является историко-географическая реконструкция первых веков человечества. Будучи позитивистом, а не мистиком, Вирт принимает традиционную хронологию современной науки, с ее весьма сомнительными — с точки зрения традиционалистской хронологии — гигантскими цифрами, которыми, якобы, исчисляется время существования человечества. Н эта миллионолетняя прелюдия не так важна, спишем ее на дань моде.
Самое интересное начинается с географических идей Вирта, а также в его исторических реконструкция, датируемых уже близкими к нами тысячелетиями древней истории — начиная где-то с 12 000 лет до нашей эры.
Так, основываясь на концепции Вигенера о постоянном скольжении континентов по океанскому шельфу, Вирт утверждает, что изначальным континентом, на котором сформировалось первое человечество, и где происходило создание его Первоязыка и Перворелигии, был Северный континент, Арктида, Арктогея или Гиперборея. Некогда этот континент, сегодня отчасти затонувший, а отчасти сместившийся к южным широтам, был вполне обитаемым, так как оледенение пришло довольно поздно, в результате серьезных геологических (или каких-то еще) катаклизмов.
Это существенный момент. Нордическое происхождение человечества — на основании совсем иных соображений — утверждал и Рене Генон, и Бал Ганандхар Тилак и вслед за ними Эвола и все традиционалисты. Но Вирт единственный из ученых-позитивистов, кто всерьез последовал за этой нордической гипотезой и извлек из нее все следствия.
Высокий Север, Норд, берется Виртом в качестве колыбели человечества, и следовательно, у истоков языка и религии он полагает природу севера, специальные явления этого региона.
Главным кодом нордического Праязыка он берет Год. Северный полярный Год на континенте Арктида и является по реконструкции Вирта матрицей Первоязыка, Первоалфавитом, первокалендарем, Первокультом.
2. Структура Года
Полярный Год отличается от привычного для нас года тем, что день в нем длится почти полгода и почти полгода ночь. Иными словами, соотношение привычных естественных явлений между суточным и годовым циклом сильно отличается от того, которое наблюдается на территориях, расположенных ниже северного полярного круга, т.е. ниже северной широты 22,3 градуса.
В летнее полугодие ночью солнце не садится, но кружит над головой, как нимб. В зимнее полугодие — солнце не поднимается вовсе, лишь поздней осенью и ранней весной оно описывает над точкой Юга небольшую огненную дугу. В промежуточные сезоны свет солнца вращается по периферии земного круга просветляясь на Юге и затемняясь на Севере. «Солнце полуночи», упоминаемое во многих мифах, в частности этим эпитетом орфики называют Диониса, приобретает в летнее время конкретный смысл — это Солнце на Севере, нордическое Солнце.
Годовой цикл Арктики наглядно демонстрирует движение точки восхода и заката к Северу летом, а к Югу зимой. Поэтому возрастание Света — путь к Северу, убывание Света — путь к Югу. Отсюда представление о Севере как о проявленности и активности, актуальности, о Юге — как о непроявленности, пассивности, потенциальности. Восток — траектория подъема к Северу, Запад — траектория спуска к Югу. Вот таков основной иероглиф Праязыка Человечества.
3. Пространство и время
Первоиероглиф Норда — камень с рунами, чаша, первокнига или первосвиток — написан высшим Духом в ткани полярной Природы. Это Абсолютная Парадигма, в которой пространство и время объединяются в общий узел. Это дает КАЛЕНДАРЬ. В календаре время предстает пространственным образом, как ВСЕ ВРЕМЯ сразу, как вечность. Это синхронное схватывание диахронической поступательности. С другой стороны, пространство в календаре приобретает качественную ориентацию, дифференцируется, становится осмысленным, говорящим, живым, «умным пространством».
Вирт дает такую цепь первоиероглифов — Абсолютный Знак. Абсолютный Круг и он же Абсолютный Ряд.
Часть 3. Говорящий Год
1. Огласовка Священного Круга
В своем энигматическом стихотворении «Гласные» Артюр Рембо набросал визионерскую картину «абсолютного языка». «Гласные. Я расскажу когда-нибудь о вашем скрытом рождении» «Je dirais un jour vos naissances latentes». Вспомним также мистику гласных в сочетании с масонскими инициатическими жестами рук, описанную в «Белом Доминиканце». Насколько я знаю, никто не отметил прямого текстуального совпадения этого пассажа у Майринка с текстом брошюры барона фон Зебботендорфа о таинственном алфавите турецкой масонерии. Напомню, что Зеботендорф был посвящен в Анкаре супружеской парой денмэ, сабатаистов, в орден «Мемфис-Мицраим». Парадигму метафизики гласных логичнее и полнее всего дает Герман Вирт в нордическом календаре.
A — E — I — O — U
Сакральная речь самых разных народов хранит смутную память об этой сакральности гласных. Самыми выразительными являются в этом смысле гностические тексты, где говорится, что имена высших сущностей — архонтов и существ световой плеромы состоят только из гласных. Отсюда гностическое имя IAO или IEU. Это не только греческая синкретическая версия Яхве, но и воспоминание о древнейшем довавилонском имени Бога, которое в полной форме звучало как AIU.
Греческое «aion», «год», «век»,»длительность» и немецкое Ewigkeit — то слово, которое в жилище Снежной Королевы выкладывал посвященный (но, увы, не до конца!) мальчик Кай — того же происхождения. Немецкое Eiber и его русский эквивалент Аист — того же происхождения, аист приносит детей, как Бог-Круг приносит новую жизнь.
«Les voyelles. J'ai dit vos naissances latentes».
2. Мистерия консонант
В отношении согласных Вирт приходит к следующей сакральной парадигме.
Известно, что почти согласные (кроме носовых — m, n и «жидких» r,l) звуки делятся на: tenues (глухие): k, t, p, s, tenues aspirata
(глухие с придыханием): kh, th, ph, sh, media (звонкие): g, d, b, z.
В некоторых языках (в частности в санскрите) есть и звонкие с придыханием media aspirata. Но возможно это искусственное продление сакральной лингвистики.
Вирт соотносит эти три группы с тремя секторами Священного Года.
Глухие — осенне-зимние (область U), с придыханием — зимне-весенние (область A), звонкие — летние (область I).
Носовые согласные — m и n тяготели к нижней части круга, материя — низ.
Жидкие согласные r и l — к верхней части круга, свет — небо — солнце — Ra.
«J'ai dit les naissances latentes des consonantes aussi.»
3. Фонетико-семантические комбинации (агглютинативный принцип)
Вирт убежден, что изначальный язык строился на агглютинативном принципе, т.е. через соединение воедино без изменений и аллитераций готовых фонетических блоков, слогов.
Раз изначальные слога имели качественную природу, выводимую напрямую из Матрицы Священного круга, то каждый слог уже обладал мощной семантической нагрузкой.
Из набора гласных, четырех согласных в трех позициях, а также «носовых» и «жидких», можно было составить обширную систему первопонятий, сочетающих абстрактно геометрические элементы с конкретикой полярной Природы.
Те явления, которые принадлежали к зиме, югу, низу имели в довавилонском наречии соответствующие звуки, где доминировали гласные U и O, носовые и глухие согласные. Это предновогодние слога.
Tu, Ta, Um, Nut, Mun, Numa, Ku, Pu, Mu, On, Om.
Соответственно, слога посленовогодние предвесенние и весенние несли в себе A — E в сочетании с придыхательными и носовыми.
Tha, Ma, Pha, Ne, Meph, Nakh, Ash и т.д.
В летних слогах доминировали звонкие в сочетании с I.
Di, Bi, Ib, Zi, Ig, Gi и т.д.
Так как сам гласный i может иметь полусогласную форму — y,j, то возникает еще один дополнительный звук «джи», относящийся к той же летней части.
Но это статичная картина фонетико-семантических первоэлементов. Далее возможно рассмотреть случаи, когда отдельные согласные или гласные, принадлежащие к своим устойчивым позициям, к своим «домам», если пользоваться астрологической терминологией, находятся в ином — «гостевом» секторе.
Гласные и согласные способны путешествовать, создавая дуальные фонетико-семантические блоки, означающие новую категорию, новый элемент. В другом случае, сочетание разносекторных звуков указывает на промежуточные области или направления.
К примеру, сочетание U-A есть нордическое имя Зимнего Солнцестояния, Юга и Великого Юла, солнцеворота. Кстати, символ Свастики обозначал солнцеворот. Смерть и Новое Рождение, мистерию Вечного Возвращения, таинство Великой Матери и Великого Отца.
Сам Вирт приводит бесчисленное количество примеров.
Часть 4. Святые Знаки
1. Вехи большого пути
Несколько слов о том, как сам Вирт пришел к такой реконструкции. Он начал с того, что заинтересовался бытовым символизмом сельских голландских построек, наивными барельефами средневековых церквей Фризии. Изучая орнаменты вышивок и резные украшения кровель, он пришел натолкнулся на средневековые сельские календари, сделанные способом резьбы на деревянных дощечках.
Это были рунические знаки, но использовавшиеся не для передачи письменности, а как календарные пометки. Расширяя ареал поисков, Вирт пришел к выводу, что датировка и расшифровка рунических знаков в современной науке не отвечает действительности. Если признать очевидный календарный характер рун, то сами они должны иметь намного боле древнее происхождение.
Это заставило Вирта обратиться к палеоэпиграфике и изучение древнейших систем человеческого письма вплоть до наскальных рисунков палеолита. Отталкиваясь от северных рунических календарей он путем сопоставления тысяч шрифтов и надписей, он пытался расшифровывать даже резы на костях мамонтов!, он вычленил удивительную картину проторунического письма.
Это проторуническое письмо не было прямым предшественником исторических рун. Оно предшествовало всеми типам письма и финикийскому, и преддинастическому египетскому, и китайскому и письму брахми, и экзотическим инициатическим алфавитам народов Африки и индейцев Северной Америки. Индейцы интересовали Вирта особенно, так как их архаическая культура, по его мнению, имела больше всего связей с изначальными символическими довавилонскими системами календарного письма.
Постепенно Вирт реконструировал — точнее вплотную подошел к реконструкции — базовых знаков и наметил их соответствие фонетико-семантическим блокам.
2. Проторуны
Опуская громоздкие подробности, сообщу о результатах.
Знак Y соответствует весенней половине Года, человек, воздевающий руки. Этому фонетически соответствует KA.
Знак Т соответствует осенней половине Года, человек, опускающий руки. Это фонетически соответствует TU или TIU.
Эти два иероглифа Вирт считает изначальными, наряду с кругом и крестом.
Сам круг, солнце, свет — соответствует R (L).
Черта, особенно горизонтальная квадрат — соответствует носовым M(N).
Петля, узел, связь — соответствует S.
Я не смог отыскать у Вирта точного соответствия P в его изначальном варианте. Есть лишь указания на то, что иероглифом P был знак крест. А звонкая версия имела устойчивое (но видимо, все же довольно позднее — тысяч 10 лет назад) сочетание двух гор. BURU.
Еще раз подчеркну, речь идет не о рунах в историческом смысле, а о изначальных протознаках.
Часть 5. Дешифровка
1. Palestina-Buch
Если очень внимательно уяснить все то, что было рассказано и применить эту интерпретационную модель к мифологии, природоведению, географии, устройству рассудка, филологии, структурному анализу современных литературных произведений или религиозных культов, мы получим абсолютно сногсшибательные результаты.
Сам Вирт применил свой метод к нордической деконструкции Ветхого Завета.
Отвлекусь. Слово «деконструкция» — ключевой термин структурализма. В определенном смысле, наш Новый Университет можно назвать «национал-структурализмом», но «деконструкции» здесь подвергаются не холистские истинно сакральные композиции, а профаничсекие или полупрофанические ансамбли современности (или того, что ей концептуально предшествовало в древности). Это «структурализм справа».
Так вот, Вирт предложил полярно-примордиальную расшифровку Библии с опорой на гигантский археологический материал Ближнего Востока, на свой уникальный палеоэпиграфический метод и т.д.
Результатом было написание огромной книги «Palestina-Buch».
Но... Видимо значимость этой книги была столь велика, что ее единственный манускрипт была похищена начале 70-х из дома профессора, а копии, находившиеся у учеников таинственно исчезли при странном стечении обстоятельств.
Зная остальные, чудом уцелевшие книги Вирта, можно себе представить какие потрясающие откровения содержались в этом труде.
2. Календарное сообщение Артура Гордона Пима
Полярная герменевтика Германа Вирта применима универсальна. Я в начале 80-х под влиянием Евгения Всеволодовича Головина усердно изучал алхимические книги, перевернул множество первоисточников. Сквозь впечатляющие фигуры метафизически освежающей энигматики пытался схватить ускользающую констелляцию тайного смысла. Герметический метод, язык алхимии сам по себе претендует на то, чтобы быть интерпретационной системой для религии, символизма, искусства.
Познакомившись с моделью Германа Вирта я убедился, что это шифр, способный интерпретировать саму герметическую традицию, легко находя объяснения и связи там, где они либо сознательно окутаны покровом тайны (как защита от любопытных профанов), либо просто-напросто утеряны и подменены вывертами пристрастных шарлатанов, всегда готовых эксплуатировать в свою пользу неясные туманности мистических дисциплин.
К примеру, блистательное повествование на прошлой лекции мэтра Головина о сухом и влажном пути, о магическом путешествии в Антарктиду, может быть расшифровано в нордически-примордиальных терминах реконструкции Германа Вирта.
Путешествие капитана Гаттераса есть весенняя половина гиперборейского круга. Он как солнце движется к точке, где висит солнце полуночи. Световидный Вулкан — это руна I, вертикальная ось, ось мира, колонна света, установленная на Северном Полюсе. Сам Капитан Гаттерас — это проторуна КА. Он идет подняв обе руки. Сердце Меркурия притягивает его к небесам.
Путешествие Артура Гордона Пима, повторяющее маршрут Гильгамеша из «Энума Элиш» — в принципе это одно и тоже путешествие одного и того же энигматического персонажа — осенний путь, проторуна TU.
Белая Дама-Смерть, снежный саван последнего мига уходящего Года, предполуночный знак конца. Но этот конец — будучи абсолютным — есть одновременно новое Начало. И обратный лик Дамы-Смерти откроется по ту сторону точки полуночи, когда работа в белом начнется в полном масштабе.
U переходит в A. Это главная таинство изначальной Прародины, главная мистерия полярного Праязыка, осевое послание Вечной Традиции.
У низа, Метафизической Женщины, Тьмы, Земли и Полуночи есть два лика.
Но самое интересное и значимое — это магический фокус, где одно превращается в другое.
Герман Вирт недвусмысленно намекал на то, что мы находимся на пороге гигантского макроциклического Солнцеворота. Пока со стороны Антарктиды, стращаемые ужасными криками гигантских птиц, в режущих безумных воплях которых силимся разобрать смутно знакомое, исполненное невероятным значением Слово, которое перевернет все.
3. Тайное Слово Тартарии
Единственно, о чем очень сожалел Герман Вирт, это закрытость для его археологических исследований сибирских регионов, областей Северной Евразии. Получив доступ к этой последней части гигантского пространственно-временного «паззла», великий ученый верил, что доведет свою концепцию до последних выводов.
Сведенборг говорил, что потерянное Слово, Parole Delassee, следует искать у «мудрецов Тартарии». Т.е. у нас с вами, на нашей загадочной и великой русско-татарской Отчизне. Но открыть это Слово мы сможем только с помощью сокровенного полярного знания.
Гиперборейского учения немецкого профессора Германа Вирта.