Ведослав (Валентин Долгочуб)
В одесской родноверской общине «Мокоша» почитают солнце, проводят старинные обряды, носят древние символы-обереги и возрождают чуткие межчеловеческие отношения.
Любая религия предполагает определенный образ жизни и определенные правила поведения. Поскольку для большинства человеческих обществ до XIX-XX веков религия в целом была чрезвычайно важной сферой, нужно признать, что общественные нормы как таковые находились под ее определяющим влиянием.
Три месяца тому Виталий Щепанский поделился, как оказалось, нашумевшей статьей Алексея Комара и Натальи Хамайко, изданной еще 11 лет назад. Статья, по сути, претендовала на то, чтобы поставить точку в истории Збруцкого идола, доказав, что это — авторское изделие начала XIX века.
Стандартизация есть один из ключевых признаков эпохи Модерна. Абсолютистское государство и промышленный переворот в Западной Европе буквально за одно столетие реализовали программу сведения жизненного мира человека к измеренному, упорядоченному и классифицированному паноптикуму.
Лет пять назад в среде украинских родноверов была предпринята очередная попытка создать открытую (и виртуальную) площадку для общения и налаживания связей. Предлагалась определённая тема (от бытовой магии и прививок до проблемных фигур славянского Всебожья), и все желающие по очереди высказывались. Помнится, тогда я был буквально поражён, насколько урбанистичными по своему мировоззрению являются неоязыческие интеллектуалы (к общению приглашались именно такие, не «рядовые общинники»). Любовь и бережное отношение к Природе поддерживали все, а вот ограничение техники в своём быту и тем более переезд из города в деревню — критическое меньшинство.
Родноверия свободно от догматов, поскольку сама народная Традиция, продолжением которого оно является, передается непосредственно от поколения к поколению, развиваясь в представлениях народа. Основные же мировоззренческие моменты каждый раз провозглашаются в молитвах, воспроизводятся в обрядах годового круга и жизненного цикла.
Из традиционной погребальной обрядности (наиболее» устойчивого " вида обрядности из всех, между прочим) мы знаем об основных представлениях наших предков относительно этого.
Если обобщить различные местные варианты, предстанет примерно такая картина: до 3-го дня после смерти душа находится близ тела, до 9-го – обходить ее родные места, прощается с близкими; к 40-го – путешествует по миру Яви или остается вблизи могилы. "Предельным" дням, как видите, соответствуют традиции поминки. После душа идет к Нави, переходить Калинов Мост над рекой Смородиной (которая разграничивает эти два мира) и воссоединяется с предками, вливается в общей «души народа» (его эгрегору). Эта душа, как можно увидеть из традиционных причитаний (см. "Украинский фольклор" в. Петрова) оказывалась как нечто неделимое, недифференцированное.
Родновериe, Родная Вера – это возрожденное славянское Язычество, этническая (выработанная самим этносом, народом) религия восточных славян. Вернее будет сказать, этническая религия возрождается, ведь этот процесс продолжается и сейчас, и будет длиться, видимо, еще долго. Кроме того, Родноверие можно назвать современной формой славянского язычества.
Противники возрождения славянского Язычества нередко говорят про него: «Сколько родноверов – столько родноверий». С таким взглядом невозможно согласиться, поскольку «изнутри» Родноверия хорошо видно, что на сегодня в нём сложилось несколько богословских и философских направлений, и сами язычники обычно согласовывают своё мировоззрение с каким-либо из них. Исходя из этого стоит проанализировать основные типы родноверческого мировоззрения (или даже философии) не по формальным организациям, а по их содержанию.
Чистая вода морей, рек, озер и источников имеет действительно целебные качества.
Проточная вода из Природных источников (но не из-под крана!) насыщена благой силой и способна не только телесная грязь, но и нехорошие заговоры, сглаза и т.д.