Как только произносишь слова "Тот свет" лица людей напрягаются, глаза становятся шире, а улыбка сползает с лица, как шоколадка предательски падает с мороженки. Страх, смерть, табу читаются в их взгляде. Ассоциации заводят в дебри кладбища, покойников и обречённости. Но много ли мы знаем, что ещё бывает на Том свете?
Идея писать эту картину не то чтобы пришла, она ворвалась в чат с мыслями, как сумасшедший спамер. Избы, избы, нужно нарисовать избы. С них будет вываливаться пшеница, вытекать изо всех щелей мёд и молоко. Эээ, ладно.
И чтобы тот мир буквально заглядывал в этот! Штош, таков путь, решила я и приступила к делу.
Эскиз родился быстро, а вот закладка брёвен ввела меня в ступор.
Значит, Саша, бери мастихин и опа-опа, пробуй, пока не получится нечто бревенчатое, говорит мне учитель.
И вот сижу я, а вот напротив сидит холст на мольберте. Мы оба ждём, когда же родятся те самые брёвна, которые устроят нас обоих. Набираю краску и тихонько, с легким тремором в руках (страшно же), я закладываю первый венец. Кажись, неплохо. А где первый, там и второй. И поехало: изба, терем, моровая изба... Как обычно, способ вышел странным, но результат эффектным. Однако, хочется же резьбы, чтобы величественно. Ситуация повторилась: я, бревна на холсте и мастихин. Все мы старательно изображали резьбу, конька и наличники на окнах. Всё это заняло уйму времени, каждую деталь я выкладывала с глубоким благоговением. Шутка ли, рисовать заказ с того света, да ещё и портрет, так сказать!
Что же в этом мире является жутко сакральным? Какие символы с абсолютной ясностью дарят нам волшебство того света?
Каждый раз, приходя в мастерскую, я глубоко вздыхала и с величественным молчанием принималась за работу. Сперва не было цвета, только белила и фактура. К избам добавились пшеница, которая валится из избы, молоко и мёд стекающие с крыш. Почему так? Потому что помимо страха, тот свет является неиссякаемым источником благ.
Пшеница, как символ новой жизни, того, чему ещё только предстоит родится. Мёд, ммм, сладкий, ароматный и терпкий! Не зря, ой не зря он стал символом сладости жизни, красоты, счастья, плодородия и бессмертия у славян. Молоко же считается любимой пищей душ умерших. По млечному пути души отправляются на тот свет, а значит молока не могло ни быть на картине.
На Том свете всё в изобилии, всего там с переизбытком: счастье, достаток, любовь, здоровье, всё это приходит оттуда согласно нашей Доле. Той судьбы, которой наделяет каждого при рождении Великая Пряха. Сколько счастья положено, долго ли проживешь и, главное, как. Да, не всем отмерена счастливая Доля, она бывает и горькая. Но традиция всегда оставляет шанс для смелых, для тех, кто отважится Долю свою улучшить. Путь этот тернист, но тропка всегда ведёт на Тот свет.
Как и любой источник благ, он имеет стража. Древнего, могучего и неподкупного. Того, кто шлёт на йух всех, кто пахнет жизнью (по некоторым источникам русским духом). Кто это? А кого вы видите в центре? Да-да, он вас там и встретит.
Наделение картины атрибутами славянского того света продолжилось с помощью цвета. Золотого, конечно же. А какого ещё. Или вы думали, что там всё серое?
"Золотая окраска есть печать иного царства" (В. Я. Пропп)
С каждым слоем золота проявлялся характер картины. В ней проступала жизнь, она вбирала в себя случайные и не очень взгляды людей, завораживала и притягивала. В какой-то момент, я поняла, что картина готова и больше ничего не требуется. Подпись, вдох, выдох и выставки, выставки...
В готовой картине кто-то видит избушки, другие лишь женщину, оные чувствуют мурашки и просто залипают. Что же вижу на картине я? Долгое время не могла собрать в кучу мысли, да какой там, до сих пор! Могу сказать только одно: если ты долго смотришь на Тот свет, то Тот свет тоже смотрит на тебя.