Сколько себя помню из языческого дискурса не выходила тема богословия. И сколько себя помню всеми дискурсирующими заявлялось полное отсутствие богословия в современном язычестве, при его чрезвычайной необходимости.

На самом деле богословие (как и эта азбука) нужно далеко не всем язычествующим. Но в рамках построения самодостаточной религиозной системы богословие действительно нужно. Давайте разбираться, что это за зверь такой, кому и зачем он понадобился. А также где и как этого зверя ловить?

Богословие, его также называют теологией, это такая религиозная дисциплина, прикидывающаяся наукой, и занимающаяся объяснением богов и мира. В виду щекотливости темы (религия, боги) на полноценную науку богословие никогда не потянет, так как это самое богословие полноценно работает только в рамках собственной религиозной системы, что начисто отвергает его объективность и научность. То есть, если вы возьмёте условное исламское богословие, и попробуете, заменив в нём имена и названия, натянуть его на своё любимое язычество — у вас не получиться языческого богословия. Оно останется исламским, с изменёнными именами и названиями. По этому таких богословий множество, в каждой религиозной системе своё, они задорно конфликтуют и противоречат друг с другом, и в отдельную науку не собираются выделяться.

Богословие, его также называют теологией, появилось ещё в эллинизме, и берёт своё начало от Аристотеля. Получившее большое влияние от греков христианство тоже оперирует богословием. Однако я здесь буду рассматривать богословие не как некую традицию христиан, восходящую к Аристотелю, а как самостоятельную дисциплину.

Что делает богословие? Строго говоря объясняет богов. Вспомните весь этот разброд и шатания разных язычников на тему «Кто такие боги?», с миллионом вариантов ответов. Боги это предки, своими поступками получившие сверхсилу, боги это предыдущая высшая раса населяющая планету, боги это эгрегоры, боги, это некие силы из параллельного мира, боги это инопланетяне, принесшие жизнь на планету, боги это метафорический способ понимания человеком окружающего мира, боги это разные проявления Абсолюта и т.д., трактовок, и их сочетаний друг с другом, можно наплодить тысячи. Богословие, это именно тот инструмент, с помощью которого отдельная религиозная система даёт свою, одну и исключительную, трактовку богов. И, впоследствии, в неё же углубляется, и её расширяет. В этом кроется, например, одно из коренных отличий православия, католицизма и протестантизма. У них разное богословие, то есть разное понимание их одного бога. Ведь если все эти варианты существуют в рамках одного религиозного учения — этого учения не существует. Оно не может существовать, разбираемое в разные стороны по такому базовому вопросу как: «А кому вообще мы тут жертвуем?».

Кратко богословие — учение о богах.

Важно помнить, что богословие ограничено конкретным учением. То есть, на одном и том же конкретном мифе можно построить пять разных богословий (трактовое и толкований), и они войдут в основу пяти разных религиозных учений. И это тоже нормально. Ненормально, когда пять трактовок одного мифа пытаются впихнуть в рамки одного религиозного учения, просто для количества и для солидности. Количество и солидность поражают, но религиозная система терпит крах, так как системы-то как раз и не видно.

Часто за богословие пытаются выдать какое-то мистическое естествознание, или отдельные области философии. Забывая тот неловкий факт, что в слове «богословие» присутствуют боги. То есть богословие может заниматься объяснением мира, через богов. Однако если в этом уравнении отсутствуют боги, богословие плавно перетекает в философию. Различные поиски смысла жизни, строения мира, сотворения мира, сотворения человека — это всё интересные вопросы, но зачастую они несут философский, а не теологический, характер. Однако, если во всех этих вопросах ключевую роль занимают боги, тогда да — это можно отнести к богословию.

Опять же, многие допускают когнитивную ошибку, полагая, что богословие просто обязано быть чем-то сложным и трудным. То есть оперировать какими-то труднопостигаемыми понятиями, и затрагивать какие-то неперевариваемые темы. На деле это не совсем так, не забывайте, что это не вы обязаны расшифровывать графоманские извращения богослова, а он обязан внятно артикулироать свою мысль. Поверьте, разбираться в вопросах «Кто такие боги, что они тут делают и как регулируются из взаимоотношения с человеком» можно в очень простых словах и понятиях. При этом во всех религиозных системах богословие шло поступательно, и развивалось постепенно. Это сейчас условный христианин на вопрос о природе зла способен выдать букет из объяснений, трактовок и умозаключений, накопленных за сотни лет разными богословами со всей Европы. Начиналось всё с простейших записок и постулатов. У них богословие начиналось с отдельных персоналий. Например богословие Апостола Павла, или богословие Блаженного Августина. Однако у них богословие в целом немного смещено с понимания бога, на толкование евангелистов, и объяснения вопросов, которых нет в Библии.

Язычники сейчас, при слове «теология» стремятся выдать за два дня написания богословский текст, который мог бы конкурировать с таким же текстом из другой религии, имеющим пятьсот лет бэкграунда и обсуждения. Не забывайте, что богословие нужно не для пиара и конкуренции с представителями иных религий или течений, а для вас самих и ваших единоверцев. Для построения учения, и максимально понятного объяснения природы и деятельности богов на земле.

При этом напомню то, о чём писал выше. Сам по себе интерес к богословию, и к этим вопросам, к построению религиозной системы, трактовкам и толкованиям мифов — есть далеко не у каждого, и это нормально. Не все обязаны интересоваться богословием. Однако, ровно как и с ассоциативным аппаратом, самодостаточная религиозная система, именно как система, как институт, как учение — не может существовать без внятного богословия, на одних лишь лозунгах и эмоциях.

Конечно (в любой религии) конкретный человек может творить своё собственное богословие. «Как хочу, так и трактую библию». Такое тоже бывает. Но обычно люди принимают богословские постулаты своей традиции, своего учения, своего прихода или общины. Ведь если в одной общине у разных людей разные богословия, то есть расхождения начинаются с вопросов «Кто такие боги и что они делают?», возникает логичный вопрос — а почему вы вообще община? На том основании, что иногда собираетесь вместе?

Поиск

Журнал Родноверие