Когда разговор заходит о религии, в людях начинают борьбу две противоположные сущности. С одной стороны религия, это что-то про тебя, про твою жизнь до и после смерти, про твои взаимоотношения с сакральным. С другой стороны религия, это что-то глобальное и вселенское, что-то влияющее на весь мир, что-то космических масштабов.

Особенно прекрасно это наблюдать у язычников, у которых космические масштабы выдумываются прямо тут, на коленке. И это приводит к ещё большему запутыванию.неизвестен Как распутать получающийся клубок? Через локальность.

Религия, а уж особенно язычество — всегда про что-то локальное, местное, домашнее, соседское. Если копнуть в архаику мы увидим то, что повергнет в шок современных язычников. Язычникам древности было совершенно наплевать на то, кто где и как верит в богов. Соседствующие культуры знали друг о друге, контактировали. Но при этом совершенно не интересовались, и уж тем более не пытались повлиять на религиозные особенности соседей. Да, такие ребята как греки с римлянами, порой записывали что там религиозного происходит у варваров, но это было «по фану», без далекоидущих последствий. Если же сейчас я прямо тут, в комментариях, напишу, что славлю бога грозы Велеса, и скотьего бога Перуна, и делаю им приношения в виде Киндер-сюрпризов — найдётся огромное количество человек, поясняющих мне где именно я неправ и что я делаю не так. Казалось бы, это всё незнакомые мне люди, мы не живём рядом, мы не посещаем одно капище, у нас даже не одна с ними религия. Какая им, к лешему, разница?

Понятное дело в древности, когда какой-то член социума (поселения) начинал отходить от религиозного догмата, это воспринималось как угроза социуму. Или колонизаторы, со своей другой религией, вторгались и обосновывались на ваших землях со своими религиозными ритуалами, это тоже было угрозой. Но тогда люди мыслили локально, своей землёй, своим обществом. Не далее. Сейчас язычники растягивают локальность на всё язычество, на весь феномен. И воспринимают всех российских язычников, как членов своего религиозного социума, от этого получается диссонанс. Потому как Россия не самая маленькая страна, и даже в самые архаичные времена не существовало религии, которая, будучи совершенно одинаковой, распространилась бы на такую территорию.

Перестаньте думать о других людях. Они, скорее всего, никак на вас не повлияют, даже если делают что-то неправильно. Думайте больше о том, как самому делать правильно. Думайте о семье, о соседях, о членах своей общины (хотя у язычников чаще не общины, а приходы). Это всё к вам намного ближе и влияет на вас намного больше. В сущности какая разница человеку из Краснодара как там люди молятся в Санкт-Петербурге? Думайте о своей религии локально, не растягивайте масштаб, всё равно это ни к чему, кроме расстройства, не приведёт.

Второй интересный момент с локальностью лежит в описании мира. Ведь мы помним, что религия, это что-то про космос, про целые миры. Современный мозг немедленно рисует картину мультивселенной, звёзд, млечного пути, МАСШТАБЫ!!!

Между тем, когда язычники описывали мир, они описывали то, до чего можно дойти за пару дней пешочком. Рагнарёк скандинавов описывает-то, конечно, конец всего мира, однако для самих исландцев этот мир ненамного выходил за пределы острова. И это не от того, что они не знали иных земель или далеко от своего острова не отходили. Нет, известно что германцы путешествовали по половине земного шарика, однако это не делало шарик их миром. Им было наплевать наступит ли конец всего у жителей Америки, или в Гардарике. Рагнарёк, это про их локальные земли, что там дальше уже не их проблема.

Миф о творении Ирландцев никак не касается сотворения Африки или Австралии. Он описывает обретение Ирландии, только и всего. Мир — это то, что вокруг. Космос тоже вокруг. Люди тоже вокруг.

Очень часто от язычников можно слышать рассуждения о каких то космических масштабах. Мы это уже затрагивали. Язычников очень живо интересуют выборы президента США, геи во Франции, голодающие негры Африки и демографический спад в России. Язычники уверены, что язычеством можно всё это исправить. Однако без какой-либо локальной базы исправление космических масштабов никогда не начнётся. Невозможно ставить крышу дома без фундамента.

Ты сам голосуешь за президента США? Нет. Ты когда-нибудь встретишь гея из Франции? Да или вообще вокруг тебя в непосредственной близости есть геи? Нет. Ты сам голодаешь в Африке? Нет. У тебя у самого есть трое и больше детей? Нет. Ну вот и к чему всё это? Такие диалоги (особенно про детей) у меня случались множество раз. Язычество — про твоих собственных детей, а не про демографию России. Язычество ничего не сделает с демографией, пока язычники не начнут сами рожать своих собственных детей. Язычество это локальная практика, а не глобальные разговоры.

Это же является проблемой, когда язычники пытаются встроить свою языческую картину мира в общемировую научную, да ещё и помирить её с другими языческими. Чтобы получилось нечто усреднённое, общее, да ещё и научное. Мало того, что это невозможно, но это ведь и не нужно. Зачем вам своё язычество растягивать на весь земной шар или всю вселенную, если вам язычество нужно для вашей жизни, а не для помощи голодающим в Африке? Зачем нужна попытка примирить три разные мифологии в одну логику, и замешать это с современной астрофизикой?

При этом локальная религия, тот самый фундамент, могут помочь и с объяснением всего мира, от ураганов в США, до звездопадов. Пусть это не всегда нужно, но это возможно. При наличии фундамента. Крыша без этого фундамента так и будет годами висеть на основании из пустых разговоров.

Начните думать о язычестве, как о чём то локальном. Что собрано вокруг вас, и заканчивается за пределами вашего взгляда. Так вам легче будет заметить что вокруг происходит не так, и как это исправлять. Что вам не хватает для построения религиозной системы. А то, если постоянно смотреть вдаль, можно ненароком наступить в лужу прямо у себя под ногами.

Поиск

Журнал Родноверие