Сергей Никифоров (Паганка)

Когда начинаешь заговаривать о том, что язычник — это вопрос самоопределения (называешь ты себя язычником или нет), обычно мне начинают возражать: «Но как же — как может существовать скандинавский язычник, не знающий Эдд? Как может существовать родновер — не проходивший имянаречения? Не может того быть!». То есть вот не все еще для себя нарисовали ту грань — где еще не язычник, а где уже язычник. И на самом деле этот вопрос интересует не только самих язычников, но и исследователей. Мы не знаем где проходит граница между «еще не язычник» и «уже язычник», и у нас даже нет четких механизмов, определяющих эту границу.

Сегодня мы будем знакомиться с одним из направлений современного язычества. Называется это направление — ЯроСлавие (но в дальнейшем я буду писать это слово без выделения заглавной буквы в середине). Чтобы знакомство было максимально полным, я буду не только описывать, что такое Ярославие (мой взгляд со стороны), но и опрашивать одного из представителей этой организации. Получится такой longread с элементами интервью.

В который раз я берусь пинать это треклятую тему, но сегодня надеюсь все таки допинать ее до конца. Звучит она как: «Че у Паганки за загоны с этим язычество/НЕязычество?». Давайте же, не откладывая, начнем. Даже неловко упоминать, что сегодня я буду рубить исключительно свое неправильное мнение, но все же напомню, мало ли кто подумает, что я претендую на истину.

Несколько лет общаясь с язычниками в интернете я часто замечаю, что большое непонимание в этом общении исходит из разной смысловой нагрузки одних и тех же слов у разных людей.

Недавно я опубликовал на своем сайте статью замечательного религиоведа, Алексея Гайдукова, о неоязычестве:
Новое язычество. Неоязычество. Родноверие. Проблема терминологии.
Эта статья — одна из лучших, что я читал на заданную тему, и по охвату материала, и по методу обработки информации. Замечательный образец беспристрастного религиоведения. Но, между тем, мне захотелось ее прокомментировать, и на ее примере показать некоторые нюансы, в области религиоведения в отношении НРД (неоязычества в частности) в нашей стране. Моя цель не ругать религиоведов и их науку, а лишь подсказать те места в их деятельности, которые, по моему мнению, лишь мешают им в работе. О каких-то таких проблемах они знают и пишут сами, о каких-то, вероятно, не задумывались. И да — я не претендую на истину, но мнится мне, что какие-то вопросы в неоязычестве, мне, как наблюдателю «изнутри» видны лучше. Приступим.

В последнее время мне снова начали писать о том, что примордиальный традиционализм, или ренегенонство – это единственная языческая философская мысль, что у традиционалистов все стройно, понятно и приятно любому язычнику. А значит следует опять расчехлить чехлимое, и расчесать чесуемое. Ну то есть в который раз попробовать понять – что это за штука такая, традиционализм, и почему он должен быть мне вкусен...

Последние два-три месяца были полны различными событиями, так или иначе затрагивающими жизнь язычества. Это известия о встречах, новых изданиях, воззваниях, строительстве храмов и участившиеся упоминания в СМИ, хоть и в различном свете. Вестей стало больше.

С чего бы начать? Наверное все мы в курсе, что живем мы в век информации. Я об этом уже писал, сейчас пишу, и буду писать еще и еще. Помимо прочего с этой информацией недурно бы уметь и работать. И вот язычники, в массе своей, с информацией работать не умеют. Но тут уж я, конечно, стараюсь как то посодействовать, но пока — что имеем. К чему я все это завожу издалека?

Мифология. Как много она значила для язычников, была основой язычества, мировоззрения, миропонимания. И каким образом ушла из списка приоритетов язычника на вторые, а то и третьи места. Честно говоря я не являюсь большим специалистом в мифологии славян и в мифологической картине мира древнего славянина. По этому сам я вряд ли разберусь — когда мне говорят достоверную информацию, а когда «втирают какую то дичь». Но все же мне очень хочется получить четкий и сформулированный ответ на некоторые вопросы.

Именно с этой целью я обратился к специалисту в области славянской мифологии — Максиму Сухареву. Многие знают его как администратора группы «Весь Мир Славянской Мифологии». Хотя я, честно говоря, изначально нашел его как художника. Думаю как и многие.

НЛГ никогда не заканчивается на самом себе; скорее это начало путешествия, начало процесса проверки информации, как через духовную практику, так и академическое исследование. НЛГ полезен только тогда, когда сообщество в равной степени ценит сдержанность и проверку фактов, и знает, что даже самые опытные мистики временами могут заблуждаться или делать ошибки.

Поиск

Журнал Родноверие