Сергей Никифоров (Паганка)

Большое количество юных язычников идут в это… движение (?) за эстетикой. Это факт, от него не сбежать. Да, факт многим неприятный, но что поделать, надо с этим как-то жить.

Всем давно известно, что, несмотря на постулируемое «Мне интересно мировоззрение, духовность, философия, богатый внутренний мир, предки и прошлое» огромное количество язычников первым делом покупают красивую висюльку на шею, бьют татуировку на руку, заводят инстаграм с фотографиями алтаря, свечек, черепов и красивых купленных статуэток богов.

Довольно занятно, что порой язычники обсуждают дилемму, которую даже считают серьёзной проблемой.

Я тут постоянно повторяю, что религия — организованное взаимодействие с высшими силами. Переводя на детский язык религия — это когда ритуалы стандартизированы, когда они одинаковы у последователей.

И вот эти самые ритуалы я тоже тут вспоминаю постоянно… а что это вообще такое? Кто-нибудь задумывался? К сожалению да, задумывались, и только больше сами себя путали.

Есть одна простейшая проверка практически любого религиозного учения на предмет «А не фуфло ли вы мне подсовываете?».

Такая тема, отсутствие которой в вероучении оправдать ничем невозможно. Тема, в древности занимающая головы практически всех членов социума. Самое живучее что есть в разных традициях. То, что не смогли сколь-нибудь сильно изменить ни христианство, ни атеизм, ни коммунизм, ни даже глобализм. Некоторые антропологи полагали, что эта тема является ключевой для вообще зарождения религии. Я же от себя добавлю, что это как раз то, в чём религия вне конкуренции рвёт любую науку, так как науки подобным не занимаются, и в этой теме бессильны, им просто нечего предложить на вечный запрос людей. А запрос людей по этой теме всегда чрезвычайно силён, буквально каждый человек в какой-то момент интересуется этой темой. Правда иногда слишком поздно.

Есть такое очень популярное мнение, что некая "наука" и некая "религия" конкурируют в чём-то между собой. Обычно такое мнение показывает, что его носители не очень хорошо разбираются в науке или религии. Но это ещё пол беды. Так как религия сейчас воспринимается по самым заметным религиям (как догматизм, попытки вернуть всё человечество на пол тысячи лет назад в прошлое, бестолковые запреты, отсутствие хорошего образования), а наука воспринимается как эдакое окно в светлое будущее (точность и достоверность информации, новые технологии и полёты на Марс) выходит странная картина. Как будто бы религия, это что-то глупое, плохое и отжившее, а наука — это что-то хорошее, качественное и модное. Но постойте, у нас же тут по любому религия, от этого не уйти... Современные язычники нашли выход и из этого ребуса, и сейчас объявляют свою религию научной.

Когда разговор заходит о религии, в людях начинают борьбу две противоположные сущности. С одной стороны религия, это что-то про тебя, про твою жизнь до и после смерти, про твои взаимоотношения с сакральным. С другой стороны религия, это что-то глобальное и вселенское, что-то влияющее на весь мир, что-то космических масштабов.

Сколько времени я наблюдаю за язычниками, столько же вижу неугасающий спор. А вот всё это языческое, чем вы занимаетесь, это религия, вера или мировоззрение?

Сегодня у нас будет не полезное понятие, помогающее сформировать религиозную систему, а коварная ловушка, препятствующая этому. Ловушка, в которую попадают все, или почти все. Ловушка, которая не даёт сформировать не только систему, но и вообще хоть что-то удобоваримое. Ловушка кроется в идеализации.

С помощью религии можно объяснить практически всё на свете.

Вы можете смотреть через религиозную призму на свою повседневную жизнь, духовные практики, философию, политику. Объяснять практически каждый свой шаг какими-то религиозными мотивами. При этом представители одного религиозного учения могут объяснять противоположные позиции и шаги в разных направлениях одним учением. Что приводит нас к простой мысли.

Я долго думал как назвать этот раздел, и выбирал между Духовенством, Духовным лицом, и Духовным учителем. С одной стороны это примерно одно и то же, с другой — это три совершенно разные глубокие темы, и все их надо как-то обсудить и отрефлексировать. Потому как с этими темами, как и со всеми предыдущими, можно наблюдать значительные затруднения в разнообразии современных язычеств России. Давайте попробуем как-то объединить и разобраться.

Поиск

Журнал Родноверие