Помните старичка Боровичка из советских сказок?

Сначала он появился на экране в 1950 году в мультфильме «Дудочка и кувшинчик», а потом, в 1964-м, в кинофильме «Морозко».

122
Кадр из к/ф «Морозко»

Волшебный этот старичок явно связан со стихией леса и грибами (последнее отражается в его внешнем виде). Пришёл ли сей образ на телевидение из славянской мифологии или же просто был кем-то выдуман?

Давайте разбираться.

Мультфильм «Дудочка и кувшинчик» снят по одноимённой сказке писателя и поэта Валентина Катаева, написанной в 1940 году. Сказка авторская, ненародная. Рассматриваемый персонаж представлен в ней как «старик-боровик, коренной лесовик». То есть, леший. Сюжет пересказывать не буду, уверен, мультфильм мои читатели когда-то да видели, лично у меня он в памяти хранится достаточно ярко.

123
Обложка книги «Дудочка и кувшинчик», выпущенной издательством «Детская литература»

«Морозко» же снят по мотивам одноимённой русской народной сказки. По мотивам – подчеркну. В оригинале сюжетной линии с Иваном, превратившимся в человека-медведя, и самого Боровичка попросту нет.

Народные сказки о Морозко я довольно подробно рассмотрел вот в этой статье (а потому повторяться не стану, впереди Вас, уважаемый читатель, и так ждёт «много букв»):

124
Плакат к фильму «Морозко»

О боровике как мифологическом персонаже я впервые узнал из книги «Русские легенды и предания» Елены Грушко и Юрия Медведева (мои постоянные читатели и старожилы канала, наверное, догадались).

О боровике – не путать с грибом! – Грушко-Медведев сообщают следующее:

Боровик – почти то же, что леший, дух бора, рощи. Иногда является в человечьем образе, но вообще-то имеет вид громадного медведя, правда, без хвоста, чем и отличается от настоящего зверя. Питается животными, хотя при случае может загрызть и человека. Боровики часто угоняют к себе бесхозную скотину, однако с ним вполне можно договориться о возврате пропажи. Можно также его попросить о благополучном выпасе скота, о том, чтобы излечил от привязавшейся в бору болезни. Надо прийти в лес с кошкой и предложить боровику в обмен. Тот не выносит кошачьего мяуканья и готов на всё, чтобы оно стихло.

В некоторых лесах живут боровики – маленькие старички, вершка в два, хозяева грибов – груздей, белых, рыжиков; под ними и ютятся.

Также Грушко и Медведев приводят якобы сказку, где действует рассматриваемый персонаж (называется «Как мужик боровика провёл»):

Жил-был один такой Ерёма. Как-то раз пахал он у опушки бора на кобыле, у которой был жеребёночек. Этот жеребёнок то и дело подходил к матке и сосал её, а Ерёма торопился допахать к вечеру. Он отгонял, отгонял жеребёнка, потом как закричит в сердцах:

– Да чтоб ты пропал!

Жеребёночек отстал от матки, пошёл на пожню, потом в лесок и скрылся, а Ерёма заметил, что нет жеребёнка, только когда допахал полянку. Искал его дотемна и так ни с чем поехал домой. Наутро всей роднёй ходили – рыскали, искали, но не нашли. Пошёл вечером огорчённый Ерёма к знахарю – поворожить, и тот ему сказал:

– Не иначе твоего жеребёнка боровой увёл. Ты вот что сделай. Возьми кошку, пойди на росстань (место, где пересекаются дороги), сруби сосенку, а сам встань на пень и скажи: «Эй, эй, покажись не мал, не велик, а со среднего человека». Обязательно молви это, не то он тебе покажется таким страшилищем, что разум потеряешь. А как он выйдет, ты ему скажи: «Меняю кошку на жеребёнка!» И через день найдешь скотину на том же месте.

– Ну вот, – огорчился Ерёма, – а кошка как же? Да за неё баба с детишками мне холку-то ого-го как намылят. Они чуть что – кисонька да Мурысенька!

– Дурак ты, – говорит знахарь. – Или не знаешь, что кошка – зверь хитрый, самого борового с носом оставит, а домой непременно воротится? А другого жеребёнка твоя кобыла ещё невесть когда принесёт.

Думал Ерёма, думал, а наутро решился: взял тишком Мурысеньку, сунул в мешок, пришёл на росстани, сосенку срубил, встал на пенёк и прокричал, что велел знахарь.

Выглянул из лесу мужик – морда зелёная, волосы косматые, тоже как бы в прозелень, и говорит грубым голосом:

– Чего надо?

– Отдай жеребёночка! – попросил Ерёма. – А взамен вот кошку возьми.

– Хорошее дело! – обрадовался боровой (а это был именно он самый). – Кошек я люблю!

Выхватил из Ерёминых рук мешок – и только треск по лесу пошёл.

Воротился наш Ерёма домой с тяжким сердцем.

А там ребятня уже ревмя ревёт: Мурысенька пропала! Ерёма, конечно, ничего не сказал, но всю ночь снился ему жалобный кошачий мяв. И даже когда рано поутру побежал он на росстани и нашёл своего жеребёночка, от души не отлегло.

Побрёл домой – и первым, кого увидел, была его серая Мурысенька. Она сидела на крылечке, умывалась лапкой и громко мурлыкала:

– Мр-мр! Обмур-рманул борового? Обмур-рманул?

125
Изображение с просторов Сети

«Русские легенды и предания» – источник, увы, ненадёжный (причём весьма). Есть ли упоминания о боровом и его связи с грибами в более авторитетных изданиях?

Есть.

«Энциклопедия русских суеверий» кандидата филологических наук Марины Никитичны Власовой.

О боровом там говорится следующее:

Боровик, боровой – дух бора, «хозяин» бора; леший; чёрт.

«По бору ходит боровой, хуже медведя, самый страшный. Борового-то зовут леший» (Архангельская губерния, область); «Уж она [ворожея] луче знат, как звать – боровой, лешак ли» (Архангельская область, губерния); «Боровой-то и есь лешой» (Псковская область, губерния).

Известные нам упоминания о боровых редки. На Вологодчине боровики – маленькие старички ростом в четверть аршина. Они «заведуют» грибами (груздями, рыжиками), живут под грибами и питаются ими.

Однако чаще всего боровой – это тот же леший, но обитающий в определённом месте леса – в бору, сосновом лесу, возвышенном месте в лесу. Иногда боровой описывается как «младший» лесной дух, подчинённый главному лесовику.

126
Кто автор иллюстрации, к сожалению, не знаю

Рассказывается в «Энциклопедии русских суеверий» и о, скажем так, самках данного вида:

Боровуха – сверхъестественный персонаж в обличье девушки, женщины, появляющейся в лесу или у воды; лешачиха.

«В лесу леший и боровухи-те»; «Красивой-то боровуха выглядит, а лешачиха некрасивая, волосы растрёпанные» (Архангельская губерния, область).

В современных поверьях Архангельской области, описанных О. А. Черепановой, боровухи схожи с лешачихами (иногда подчёркивается, что они «обитают на бору»): «Боровухи – это лешачихи, на бору дак». Согласно несколько иной версии, боровуха отличается от «растрёпанной» лешачихи и гораздо привлекательнее её.

«Наряжающаяся как девочка» (девушка, женщина) боровуха способна принять облик жены встреченного ею в лесу человека и погубить его: «У нас один охотник жил в Нюхче. По ворге (болотистой местности. – М. В.) раз пошёл и встретил свою жонку. Они давно не виделись и сотворили, что надь. А это боровуха была, вот и помер он, и как помер-то на кровати, дак меж досками оказался».

Сожительство с боровухой (или испуг при виде боровухи) может стать причиной помешательства: «Вот дедушка, он испугался тех боровух и чокнулся потом. Она и обнимать начнёт, как муж и жена. Говорят, как сотворишь блуд с боровухой, дак и с ума сойдёшь»; «Поехал пахать, пашет, и вдруг впереди лошади мышь пробежала. А лошадь-то испугалась. Он взял и матюгнулся. Приехал домой – болен невозможно. Там в деревне-то и говорят: „Ну, это боровухи к нему привязались“. Вот отцу-то его и говорят: „Ты возьми, воскресну молитву прочитай в рубаху-то, да и дай эту рубаху сыну-то. Если он оденет воскресну-то рубаху, то это не боровухи, а если не оденет, то это боровухи, значит, привязались, надо от боровух лечить“» (Архангельская губерния, область) <Черепанова>.

Очевидно, что в поверьях подчёркивается не столько роль боровухи как лесной (боровой) «хозяйки», сколько исходящая от неё опасность, способность соблазнить, напугать до потери рассудка, напустить болезнь (подобная «деятельность» может характеризовать «лесовых русалок», а также лесных девок, лесачих, причём сходные представления о лесачихах отмечены в этом же регионе и в начале XX в.).

127
Изображение с просторов Сети

Коротко упоминает о боровиках в «Мифах русского народа» специалист по традиционной славянской культуре Елена Евгеньевна Левкиевская:

В некоторых районах Русского Севера верят в лесного царя, который носит имя Честной леса. Ему подчиняются лешие помельче – лесовики, боровики и моховики. Лесовики среди них самые рослые, моховики – самые маленькие.

128
Иллюстрация Эдуарда Халмурзаева

Из всего вышеприведённого я бы выделил следующие тезисы.

  • Известен дух боровой – леший, обитающий в бору (хвойном лесу).
  • Известны духи боровики – покровители грибов (здесь название образовано не от слова «бор», а от гриба-боровика).
  • Известны боровухи – обольстительные женские духи леса (верно, тоже хвойного, бора).

129
Иллюстрация Klaher Baklaher

Так что советский мультяшно-киношный Боровичок всё же имеет корни в славянской мифологии и возник не на пустом месте. Предположу, что в «Морозко» он появился благодаря «Дудочке и кувшинчику». Помня о том, что поверья о боровиках, «заведающих» грибами известны на Вологодчине, я даже посмотрел, где родился Валентин Катаев – а вдруг в Вологодской губернии? Красивое бы вышло предположение: автор написал сказку, где отобразил слышанную в детстве легенду или быличку, а её потом экранизировали в формате мультфильма. Но нет – родился Катаев в Одессе, затем перебрался в Москву, где провёл бóльшую часть своей жизни.

130
Валентин Петрович Катаев – автор сказки «Дудочка и кувшинчик»

Но ведь мог же где-то слышать или читать о духах-боровиках? Конечно, мог. Хотя бы в теории...

131

Поиск

Журнал Родноверие