Праздник встречи Лета Красного
«Он видел, как из-за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета...»
Н.В. Гоголь, «Вий»
Русалии — один из величайших кологодных праздников народной традиции, посвященный Богам и обережным Духам-хранителям Природы. Зажатый между церковными «Семиком» и «Троицей», этот весенне-летний праздник, пожалуй, один из тех, смысл которого понятен не всем потомкам родов славянских. Моя заметка для тех, кто интересуется традицией предков.
С Жаворонками и Закличками мы встретили Весну-Красну. И пришла пора проводить её с честью и встретить Лето Красное. Исходя из различных исследований, можно уверенно говорить о том, что в зависимости от местности и климата «Русальная неделя» приходилась на период с 10 мая по 10 июня. Это Праздник проводов весны и встречи лета, праздник чествования Берегинь, Духов-хранителей рек, лесов, гор, — всего того мира, который нас окружает. Он всегда имел огромное значение и распространение. В «Номоканоне», напечатанном во Львове в 1646 г., пишется: «О верных, последующих Еллинским обычаям и плясанием на брацех, и на стогну творщих, или русалком, или гласовом птичим верующих...» (1, с. 24). Хороводы, завивание и развивание березовых венков, гадания, принесение треб священным рощам, деревьям, рекам и ручьям, кумления, игры и забавы, – вот что означают Зелёные святки, или Русальная неделя. Живя в ладу с природой, славяне вместе с ней отмечали и отмечают смену времен года, чествуют и славят Богов, одухотворяющих всё живое на Земле. Из славянской рукописи XVI века: «Реки нарицались богини и звери, живущие в них почитаемы были богами, коим приносились требы» (1, с. 171).
Русалки всегда почитались славянами, как Богини. «Современное к миру благоговение к воде, распространившееся между всеми почти народами древности, и вошедшее в систему Славяно-Руских мифов, родило поверье, что есть особенныя существа, управляющие етою стихией, благоприятною и враждебною для человека... То речные нимфы, или богини, известныя у Славян под именем Русалок», — пишет П. Снегирев. (2, с. 1). Он же отмечает схожесть наших Русалок с богинями других народов: Нереиды, Гамадриады, Наяды, Кверкветуланы. «В языческом мире земноводная Русалка... имела значение речной богини, владетельницы сокровищ и чаровницы... Очевидно, что празднование дня Русалок, приносимые им венки, блины, яйца, полотенцы и мотки ниток суть остатки умилостивительных жертв своим водным духам» (2, с. 13). Именно в эти дни выходят берегини Русалки на бережок, чтобы погреться под лучами входящего в полный расцвет Солнца Ярилы! И не случайно в некоторых местностях эти праздничные дни почитаются и Ярилиными днями.
Обратим внимание и на одинаковость названия этого праздника: у Румын – rusalii; у Чехов и Словаков – russalda. Кроме чествования богинь водной стихии, в эти дни наши народы почитают и лесных духов-хранителей: у Карпато-Россов есть праздник Русалье, «которое празднуется более в рощах» (1, с. 141). «Известно, что русалки живут ещё в лесах; есть и горные русалки» (3, с. 160). О размахе таких праздников свидетельствует тот факт, что во времена борьбы христианства с язычеством, «чешский Князь Брячеслав II велел вырубить все заповедныя дубравы, в кои Чехи собирались по старому обычаю совершать языческие обряды». «Что у Карпато-Россов Русалки, то у Виндийцев и Сербов Вилы, кои, по их мнению, живут на горах и на прибрежных скалах, изображаются молодыми, в белом платье, с долгими распущенными по плечам и по груди волосами из осоки» (1, с. 136).
Как мы уже заметили, Зелёные святки, Русалии, до сих пор «...строго воспрещены учителями Церковными, по языческому их происхождению, и в одной рукописи Пролога XV века описываются так: бесы в виде человеческом «овы бьяху в бубны, друзии же в козице и в сопели сопяху, инии же возложивше на лица скураты, идяху на глумленье человеком и мнозии оставивше церковь, на позор течаху и нарекоша те игры «Русальи». (1, с. 184). И в Стоглаве осуждаются Русалии XVI века, «...которыя праздновались так же, как навеченрия Иванова-дня, Рождества Христова и Богоявления: сходятся мужие и жены и девицы на ночное плещование и безчинный говор и на бесовския песни и на плясание и скакание; и егда нощь мимо ходит, тогда к реце идут с великим кричанием, аки бесни и умываются водою».
На Руси праздник Русалий или Зелёных святок имеет различные названия от местных обычаев: «Во всей Малороссии именуется зелёною, клечальною от клЕчанья, или Мая, т.е. зелёных ветвей, Зелёными святками, а в древности Русальною. Около Стародуба ета седмица слывёт Греною, песни – гренухами или гренушками» (1, с. 171). В некоторых областях Русалии, Зелёные святки именуются «тюльпою» или «толпою», в близких к Польше местностях – «стадом»; в Белоруссии – «разгарою».
Праздники эти отмечаются на Руси повсеместно и почти одинаково: «В Рязанской губернии, в Скопине, с понедельника Русальной недели до самого заговенья, с вечера до ночи девки и женщины водят хороводы змейкою, держась за конец платка и припевая: Лелий, лелий, лелий зелёный, и Ладо моё!» (1, с. 184). Русальную неделю сопровождали плясками, музыкой, переряживанием. Празднуется он обычно в рощах, где завивают венки; потом их пускают в реки и озёра и гадают по венку о будущем. «Этот день относится к одному из самых светлых праздников. Накануне этого дня вечером принято втыкать молодые лиственные, преимущественно, берёзовые деревца вокруг жилищ, самые жилища убирать ветками и цветами, а пол посыпать свежей травой и явором, — трава, растущая в воде у речных берегов» — Пишет Гальковский (3, с. 94). Девушки и дети в эти дни ходят в лес завивать венки. Выбирают деревца, «...обвязывают их поясом, украшают лентами, поют песни и пляшут вокруг них; завивают венки, украшают ими головы, а потом идут к реке и, бросая венки в воду, гадают по ним. В этот день молодежь, преимущественно девушки, дают друг другу обет дружбы, называемый «кумовством».
И при этом все участники праздника постоянно ощущают себя в единстве с природными силами: «В Сибири существует поверье, что Русалки декуются, т.е. играют с парнями и девками» (2, с. 13). В продолжение всего праздника песни народные повторяют имена Тура и Костромы, а чаще всего Ладо. «В других местах около етого времени провожают весну...» (2, с. 11). «На гульбищах устраивают качели... провожают весну...Мужчины и женщины, нарядясь разными шутами, привязывают несколько телег одну к другой, запряженных гусем, катаются на них из конца в конец селения и заключают веселье хороводом» (2, с. 65).
Как отмечают все исследователи народной традиции, с древних пор «...на Руси кланялись рекам, источникам, берегиням и деревьям и приносили им жертву» (3, с.65). Афанасьев сообщает, что в народе принято от болезней купаться в реках, прудах или источниках и оставлять на прибрежных кустах и деревьях полотенца и сорочки. Замечательно, что такие же требокладения совершаются и в честь русалок. Наши крестьяне вешают в дар русалкам холсты и нитки. В Малороссии и теперь в обычае, во время русальной недели, на деревьях вешать холсты, полотенца, сорочки и мотки ниток в дар русалкам» (3, с. 60).
Те, кто уже связан сегодня с традицией Родной веры, знает, а тем, кто только соприкоснулся с ней, подскажу: воздавая требы нашим Богам, Духам-хранителям, вы можете мысленно или вслух передать им свои просьбы и пожелания. В такие дни грань между мирами Яви и Нави становится так тонка, что мы можем физически соприкасаться с ними. Всё сбудется.
«По сравнению с человеком, живущим только на земле, человекообразные русалки, живущие и на земле и в воде, существа высшего порядка», — заключает Гальковский (3, с. 60). И обратите внимание, друзья: наши Русалки – это не библейские хвостатые полурыбы-«фараонки»! Они не ползают, а ходят и бегают, водят хороводы. Русалка «на ветвях сидит», а не «висит». Они имеют образ прекрасных девушек, а не хвостатых полурыб. Об этом знал и Александр Сергеевич Пушкин, знал и Николай Васильевич Гоголь, когда описывал языческий мир восхищенными глазами Хомы. А многие из нас, увы, не знают.
Проводим же Весну и встретим Лето Красное вместе с нашей Природой!
Пусть и дальше вращается Коло!
Слава Духам–хранителям Природы!
Слава нашим Богам!
- П. Снегирев. «Русские простонародные праздники», Выпуск 1, 1837 г.
- П. Снегирев. «Русские простонародные праздники», Выпуск 4, 1839 г.
- Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси», 1913 г.
- П. Снегирев. «Русские простонародные праздники», Выпуск 3, 1838 г.