Праздник встречи Лета Красного

«Он видел, как из-за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета...»
Н.В. Гоголь, «Вий»

Русалии — один из величайших кологодных праздников народной традиции, посвященный Богам и обережным Духам-хранителям Природы. Зажатый между церковными «Семиком» и «Троицей», этот весенне-летний праздник, пожалуй, один из тех, смысл которого понятен не всем потомкам родов славянских. Моя заметка для тех, кто интересуется традицией предков.

С Жаворонками и Закличками мы встретили Весну-Красну. И пришла пора проводить её с честью и встретить Лето Красное. Исходя из различных исследований, можно уверенно говорить о том, что в зависимости от местности и климата «Русальная неделя» приходилась на период с 10 мая по 10 июня. Это Праздник проводов весны и встречи лета, праздник чествования Берегинь, Духов-хранителей рек, лесов, гор, — всего того мира, который нас окружает. Он всегда имел огромное значение и распространение. В «Номоканоне», напечатанном во Львове в 1646 г., пишется: «О верных, последующих Еллинским обычаям и плясанием на брацех, и на стогну творщих, или русалком, или гласовом птичим верующих...» (1, с. 24). Хороводы, завивание и развивание березовых венков, гадания, принесение треб священным рощам, деревьям, рекам и ручьям, кумления, игры и забавы, – вот что означают Зелёные святки, или Русальная неделя. Живя в ладу с природой, славяне вместе с ней отмечали и отмечают смену времен года, чествуют и славят Богов, одухотворяющих всё живое на Земле. Из славянской рукописи XVI века: «Реки нарицались богини и звери, живущие в них почитаемы были богами, коим приносились требы» (1, с. 171).

Русалки всегда почитались славянами, как Богини. «Современное к миру благоговение к воде, распространившееся между всеми почти народами древности, и вошедшее в систему Славяно-Руских мифов, родило поверье, что есть особенныя существа, управляющие етою стихией, благоприятною и враждебною для человека... То речные нимфы, или богини, известныя у Славян под именем Русалок», — пишет П. Снегирев. (2, с. 1). Он же отмечает схожесть наших Русалок с богинями других народов: Нереиды, Гамадриады, Наяды, Кверкветуланы. «В языческом мире земноводная Русалка... имела значение речной богини, владетельницы сокровищ и чаровницы... Очевидно, что празднование дня Русалок, приносимые им венки, блины, яйца, полотенцы и мотки ниток суть остатки умилостивительных жертв своим водным духам» (2, с. 13). Именно в эти дни выходят берегини Русалки на бережок, чтобы погреться под лучами входящего в полный расцвет Солнца Ярилы! И не случайно в некоторых местностях эти праздничные дни почитаются и Ярилиными днями.

Обратим внимание и на одинаковость названия этого праздника: у Румын – rusalii; у Чехов и Словаков – russalda. Кроме чествования богинь водной стихии, в эти дни наши народы почитают и лесных духов-хранителей: у Карпато-Россов есть праздник Русалье, «которое празднуется более в рощах» (1, с. 141). «Известно, что русалки живут ещё в лесах; есть и горные русалки» (3, с. 160). О размахе таких праздников свидетельствует тот факт, что во времена борьбы христианства с язычеством, «чешский Князь Брячеслав II велел вырубить все заповедныя дубравы, в кои Чехи собирались по старому обычаю совершать языческие обряды». «Что у Карпато-Россов Русалки, то у Виндийцев и Сербов Вилы, кои, по их мнению, живут на горах и на прибрежных скалах, изображаются молодыми, в белом платье, с долгими распущенными по плечам и по груди волосами из осоки» (1, с. 136).

Как мы уже заметили, Зелёные святки, Русалии, до сих пор «...строго воспрещены учителями Церковными, по языческому их происхождению, и в одной рукописи Пролога XV века описываются так: бесы в виде человеческом «овы бьяху в бубны, друзии же в козице и в сопели сопяху, инии же возложивше на лица скураты, идяху на глумленье человеком и мнозии оставивше церковь, на позор течаху и нарекоша те игры «Русальи». (1, с. 184). И в Стоглаве осуждаются Русалии XVI века, «...которыя праздновались так же, как навеченрия Иванова-дня, Рождества Христова и Богоявления: сходятся мужие и жены и девицы на ночное плещование и безчинный говор и на бесовския песни и на плясание и скакание; и егда нощь мимо ходит, тогда к реце идут с великим кричанием, аки бесни и умываются водою».

На Руси праздник Русалий или Зелёных святок имеет различные названия от местных обычаев: «Во всей Малороссии именуется зелёною, клечальною от клЕчанья, или Мая, т.е. зелёных ветвей, Зелёными святками, а в древности Русальною. Около Стародуба ета седмица слывёт Греною, песни – гренухами или гренушками» (1, с. 171). В некоторых областях Русалии, Зелёные святки именуются «тюльпою» или «толпою», в близких к Польше местностях – «стадом»; в Белоруссии – «разгарою».

Праздники эти отмечаются на Руси повсеместно и почти одинаково: «В Рязанской губернии, в Скопине, с понедельника Русальной недели до самого заговенья, с вечера до ночи девки и женщины водят хороводы змейкою, держась за конец платка и припевая: Лелий, лелий, лелий зелёный, и Ладо моё!» (1, с. 184). Русальную неделю сопровождали плясками, музыкой, переряживанием. Празднуется он обычно в рощах, где завивают венки; потом их пускают в реки и озёра и гадают по венку о будущем. «Этот день относится к одному из самых светлых праздников. Накануне этого дня вечером принято втыкать молодые лиственные, преимущественно, берёзовые деревца вокруг жилищ, самые жилища убирать ветками и цветами, а пол посыпать свежей травой и явором, — трава, растущая в воде у речных берегов» — Пишет Гальковский (3, с. 94). Девушки и дети в эти дни ходят в лес завивать венки. Выбирают деревца, «...обвязывают их поясом, украшают лентами, поют песни и пляшут вокруг них; завивают венки, украшают ими головы, а потом идут к реке и, бросая венки в воду, гадают по ним. В этот день молодежь, преимущественно девушки, дают друг другу обет дружбы, называемый «кумовством».

И при этом все участники праздника постоянно ощущают себя в единстве с природными силами: «В Сибири существует поверье, что Русалки декуются, т.е. играют с парнями и девками» (2, с. 13). В продолжение всего праздника песни народные повторяют имена Тура и Костромы, а чаще всего Ладо. «В других местах около етого времени провожают весну...» (2, с. 11). «На гульбищах устраивают качели... провожают весну...Мужчины и женщины, нарядясь разными шутами, привязывают несколько телег одну к другой, запряженных гусем, катаются на них из конца в конец селения и заключают веселье хороводом» (2, с. 65).

Как отмечают все исследователи народной традиции, с древних пор «...на Руси кланялись рекам, источникам, берегиням и деревьям и приносили им жертву» (3, с.65). Афанасьев сообщает, что в народе принято от болезней купаться в реках, прудах или источниках и оставлять на прибрежных кустах и деревьях полотенца и сорочки. Замечательно, что такие же требокладения совершаются и в честь русалок. Наши крестьяне вешают в дар русалкам холсты и нитки. В Малороссии и теперь в обычае, во время русальной недели, на деревьях вешать холсты, полотенца, сорочки и мотки ниток в дар русалкам» (3, с. 60).

Те, кто уже связан сегодня с традицией Родной веры, знает, а тем, кто только соприкоснулся с ней, подскажу: воздавая требы нашим Богам, Духам-хранителям, вы можете мысленно или вслух передать им свои просьбы и пожелания. В такие дни грань между мирами Яви и Нави становится так тонка, что мы можем физически соприкасаться с ними. Всё сбудется.

«По сравнению с человеком, живущим только на земле, человекообразные русалки, живущие и на земле и в воде, существа высшего порядка», — заключает Гальковский (3, с. 60). И обратите внимание, друзья: наши Русалки – это не библейские хвостатые полурыбы-«фараонки»! Они не ползают, а ходят и бегают, водят хороводы. Русалка «на ветвях сидит», а не «висит». Они имеют образ прекрасных девушек, а не хвостатых полурыб. Об этом знал и Александр Сергеевич Пушкин, знал и Николай Васильевич Гоголь, когда описывал языческий мир восхищенными глазами Хомы. А многие из нас, увы, не знают.

Проводим же Весну и встретим Лето Красное вместе с нашей Природой!
Пусть и дальше вращается Коло!
Слава Духам–хранителям Природы!
Слава нашим Богам!

  1. П. Снегирев. «Русские простонародные праздники», Выпуск 1, 1837 г.
  2. П. Снегирев. «Русские простонародные праздники», Выпуск 4, 1839 г.
  3. Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси», 1913 г.
  4. П. Снегирев. «Русские простонародные праздники», Выпуск 3, 1838 г.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие