Иллюстрация Виктора Королькова

Наверное, много кто где-то что-то слышал о стране Беловодье, но мало кто знает, откуда пошла сия легенда и, собственно, что из себя представляет изначально.

Конечно, очень популярны интернетные писульки вроде нижеприведённого текста:

Это сказочная страна, воплощение мечтаний народных о земле всеобщего богатства и счастья, где текут молочные реки и лежат кисельные берега. Название это произошло от белых животворных ручьёв, текущих из вымени небесной Коровы Земун, согласно «Велесовой книге» вскормившей всех людей. Это другое название Ирия-рая.

Не менее удивительные места находятся и в Березане – некой райской местности, не то острове, не то горе. Там растёт «вниз ветвями и вверх корнями» солнечная берёза.

Можно найти счастье, если побывать и на блаженных островах Макарийских. Здесь реки медовые и молочные, берега у них кисельные, точно как в раю-Ирии! Это некая круглая равнина, омываемая со всех сторон рекой-океаном. Старинная «Книга, глаголемая Козмография» сообщает нам, что находится «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; залетают на сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное… Там зимы нет»

Источник цитаты – «Русские легенды и предания» Елены Грушко и Юрия Медведева.

Сразу бросается в глаза: авторы, взявшись писать о Беловодье, толком и не знают, что о нём писать, потому уже на втором абзаце перескакивают на какой-то Березань, а потом на острова Макарийские. Кстати, кто-то встречал какие-то ещё упоминания о Березане – «райской местности, не то острове, не то горе», где «вниз ветвями и вверх корнями» растёт солнечная берёза»? Город Березань – я знаю (находится в Броварском районе Киевской области Украины), остров – тоже (расположен в Чёрном море, в восьми километрах от города Очаков), а вот «райскую местность» такую – нет.

Ну и Корова Земун с «Велесовой книгой» уже как бы намекают о сомнительной ценности источника...

А стихотворение одного из авторов-составителей – Юрия Медведева – даёт нам понять, что в его представлении Беловодье – это аналог Вальхаллы (по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление).

Называется данное стихотворение «Видение», вот оно:

Натяну потуже поводья. 
Стой, мой конь, на скале, гляди:
Впереди – простор Беловодья,
Чернота и мрак – позади.

Впереди зеленеют нивы,
Индрик-зверем лежит тайга.
Вижу рек молочных извивы
И кисельные берега.

В небесах Алконост маячит.
Лебедей плывёт караван.
Вон мой прадед на туре скачет,
Стрел златых полон колчан.

Молодой, громокипящий,
Он меня рукою манит…
Знать, ещё не ведает пращур:
Я вчера был в битве убит.

У меня, однако, материалов о Беловодье хватает, так что обойдёмся без Земунов, «Велесовых книг» и прочих «сокровенных» знаний. Вместо «сокровенных» знаний у меня научные.

Итак...

Начнём традиционно с начала – с того, как возникла легенда о Беловодье.

В 1650-х годах в Москве началось немаловажное для нашей сегодняшней темы событие – раскол русской православной церкви. Был такой московский патриарх Никон, обративший особое внимание на различия между обрядами и богослужебными книгами на Руси и современными ему греческими. Никон инициировал реформу, направленную на устранение означенных различий и установление единообразия с греческим православием. Реформу поддержали царь Алексей Михайлович Тишайший (второй из династии Романовых) и ряд других патриархов. Однако нашлись и противники – их отлучили от главенствующей церкви, прокляли и признали еретиками на Большом Московском соборе 1666–1667 годов.


Церковный собор. 1654 год. Начало раскола. Работа художника Алексея Кившенко, 1880 год


Спор о вере. Картина неизвестного художника, XVIII век

В результате появились группы верующих, не признавших унификации с современным на тот момент греческим православием и подвергшихся за то гонениям (в дальнейшем уже внутри себя разделились на так называемые согласия). В 1788 году они получили официальное название старообрядцев.

Старообрядцы подверглись преследованию со стороны церковных и светских властей. Их имущество отнималось в пользу великих князей, самих раскольников казнили и увечили разными способами, а людей, давших им приют, еду или даже воду, били кнутами и батогами.

Но способность мечтать и надеяться у старообрядцев отнять не смогли – они и мечтали, что когда-нибудь обретут свободу от гонений, надеялись на это. Из сиих надежд-мечтаний мало-помалу сформировался туманный образ некого края, страны, где сохранилось «древлеправославное» священство (то есть, где не было Никоновской реформы, что привела к расколу). А называется та страна... да-да, Беловодье.

Словарь Даля даёт следующее определение:

Белово́дье ср. томск. никем не заселённая, вольная земля.

Легенда о Беловодье не принадлежала какому-то одному старообрядческому сообществу-согласию, она бытовала и развивалась среди беглопоповцев, поморцев, часовенных и прочих. Окончательно она сформировалась в конце XVIII – начале XIX века.

Первоначально (во второй половине XVIII века), Беловодьем называлась территория по берегам реки Бухтармы (Восточно-Казахстанская область). Земля сия была притягательна тем, что первые русские поселенцы, осевшие на ней, некоторое время находились вне контроля государства. Однако в 1791 году Бухтарма официально присоединилась к Российской империи (со всеми вытекающими последствиями, такими как конец вольницы), и Беловодье в воображении раскольников перенеслось дальше на восток, где нет царского-церковного репрессивного аппарата.


Долина реки Бухтармы, земли по берегам которой первоначально назывались Беловодьем

Наиболее подробно легенду о Беловодье рассказывает сочинение «Путешественник», самая подробная редакция которого называется «севернорусской».

Героя «Путешественника» зовут Марк, от его лица и ведётся повествование. Он – инок Топозерской обители филипповского согласия, расположенной в Архангельской губернии, вместе с двумя другими иноками якобы побывал в Беловодье.

В сочинении приводится следующий маршрут: из Москвы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Избенск (Бийск), далее в алтайские старообрядческие поселения в долинах рек Бухтарма и Уймон, верховья Катуни, затем 44 дня пути через Китай к берегам окияна-моря, где на 70 островах в Опоньском (Японском) государстве и находится Беловодье.

При этом в «Путешественнике» упоминаются реально существовавшие люди – Пётр Кириллов (Машаров) и инок Иосиф (Гудков), что позволяет заключить: данное сочинение было написано не ранее 1810–1815 годов.

Причину своего путешествия Марк формулирует следующим образом:

В восточных странах с великим нашим любопытством и старанием искали древляго благочестия православнаго священства, которое весма нужно ко спасению.

Также в сочинении приводится и описание легендарной страны. Население, конечно же, придерживается православного вероисповедания, представлено потомками ассирян (ассирийцев) и русских, бежавших от гонений со стороны католиков и никониан. В Беловодье 170 храмов асирского языка, 40 храмов языка русского, патриарх антиохийского постановления с четырьмя митрополитами, также митрополит и епископы асирского постановления у русских.

Беловодьем управляет духовенство:

Светского суда не имеют, управляют народы и всех людей духовные власти.

Население не совершает преступлений:

В тамошних местах татьбы, и воровства, и прочих противных закону не бывает.

Климат суров:

Во время зимы морозы бывают необычайные с рассединами земными, и громы с землетрясением немалым бывают.

Почва плодородна:

Всякие земные плоды бывают, родится виноград и сорочинское пшено.

Страна богата:

Злата и серебра несть числа, драгоценнаго камения и бисера драгого весьма много.

При этом Беловодье закрыто и не ведёт ни с кем военных действий:

Оные опонцы в землю свою никого не пущают и войны ни с кем не имеют.

Беглым же раскольникам там рады и тех, кто захочет остаться в Беловодье до конца жизни, перекрещивают. Так новое крещение приняли спутники Марка и осели в легендарной стране.

Подытожим

Легенда о Беловодье возникла, благодаря двум историческим событиям – церковному расколу 1650-х годов (с последующими гонениями и репрессиями) и колонизацией земель по берегам Бухтармы. Раскольники -старообрядцы мечтали о земле, где могли бы жить свободно и спокойно, не опасаясь преследований за свои убеждения. Такая земля как бы локализовалась во второй половине XVIII века – на берегах Бухтармы, где русские крестьяне жили вольно, без государственного контроля (собственно, в это время земли в районе означенной реки и получили название Беловодье). Однако бухтарминская вольница закончилась – и образ свободной страны без надзора и кнута перенёсся в сознании раскольников ещё дальше на восток.

Легенда о Беловодье – это мечта поколений старообрядцев о своей собственной утопии.

Никакими коровами Земун там, в действительности, не пахнет.

Список использованной литературы

  • Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Русские легенды и предания
  • Мальцев А. И. Беловодье // Православная энциклопедия
  • Чумичева О. В. Большой Московский собор 1666–1667 // Православная энциклопедия
  • Белый // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / авт. -сост. В. И. Даль
  • Доклад Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Поместном Соборе 31 мая 1971 года
  • Предложения обер-прокурора Святейшего синода И. И. Мелиссино Екатерине II о необходимости изменения законодательства о раскольниках. 1763 год. Комментарии. // Отечественные архивы, № 4. 2007
  • Раскол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Поиск

Журнал Родноверие