Иллюстрация Павла Зыха

Есть мнение, что этот мифологический персонаж связан с Белобогом (не то сниженный образ вроде домового духа мокоши, «отпочковавшегося» от богини Мокоши, не то и вовсе архаичный прототип).

Называется этот персонаж Белун.

Вот что о нём сказано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:

Мифическое доброе существо в верованиях малорусского народа. Афанасьев в «Поэтических воззрениях русского народа» сопоставляет Белуна с западнославянским Белбогом: в обоих случаях характер мифической личности один и тот же; разница только в том, что Белбог является, так сказать, объединением всех добрых божеств, и таким образом единственным или высшим богом, славянским Иеговой или Зевсом, между тем как малорусский Белун представляется олицетворением счастливого случая. Таким образом, хронологически Белун гораздо старше Белбога. Белун представляется в виде старца с длинной белой бородой, в белой одежде, с посохом в руке. Его деятельность проявляется в двух направлениях: он днём показывает дорогу заблудившимся путешественникам, и прячется во время жатвы в хлеб, откуда выходит к тому или другому жнецу и просит платком утереть ему нос; если жнец это сделает, тогда Белун даёт ему обильные подарки. О Белуне сложились следующие пословицы: «темно в лесу без Белуна» и «мусить посябриўся с Белуном»; вторая пословица показывает, что Белун в глазах народа представляет теперь полное олицетворение счастья вообще.

Да, на мой взгляд, это самая характерная черта Белуна – сопливый нос, который он просит вытереть. Кто не побрезгует – будет вознаграждён (причём в одном источнике я читал, что утереть требуется даже не платком, а голой рукой – и тогда, простите, сопли, оставшиеся в руке, превратятся в серебряные монеты).

Источник этот весьма сомнительный («1000 тайн нечистой силы» Е. В. Прокофьевой), приведу цитату и из него (хотя изначально не собирался):

Как выглядит полевик? Этого точно не знает никто. Что-то вроде травяного кокона... Но иногда является в облике Белуна: белобородого старичка в белой рубашке, из носа у которого на бороду свешиваются длинные-предлинные... сопли.

Ты, может, скажешь: фу, какая гадость! Да, такова первая реакция... А ведь Белун ещё и просит, чтобы ему сопливый нос его человек рукою вытер!

Кто вытрет, не побрезгует – у того в руке пригоршня серебряных монет окажется, а Белун исчезнет навсегда.

Кто побрезгует – у того земля скудеет, перестаёт плодоносить.

Учёные считают, что в образе Белуна заложен некий мудрёный символический смысл: дескать, земля лишь тех награждает, кто рук замарать не боится.

Источник, повторюсь, такой себе, с кучей ошибок и вольных допущений. Непонятно, с какого рожна авторка записала Белуна в полевики. Да и приведённая в конце мысль о том, кого награждает земля, вовсе не «мудрёный смысл», а штука довольно очевидная (во всяком случае тем, кто хоть как-то сталкивался с каким-нибудь земледелием, хотя бы за собственным огородом ухаживал).

В книгах постарее упоминается о том, что на носу или на шее у Белуна висит сумка с монетами – оттуда они и выскакивают, когда кто-то согласится вытереть старику нос.

Об этом, например, сообщает Словарь белорусского наречия, составленный И. И. Носовичем​ (1870 год) ‌‌‌‌:

По поверью простолюдинов, белун есть добрый дух, напутствующий заблудившихся в лесу и посредством каких-либо признаков выводящий их на дорогу. Существует поверье, что белун является бедному человеку во ржи в виде старика с соплями, из носа текущими, и с сумой на шее и просит путника утереть ему нос. Если бедняк послушает и утрёт, то из сумы посыплется богатство, и белун исчезает. Это поверье сохранилось в пословице: «Посябрився з белуном», то есть «разбогател». ‌‌‌‌

И «Белорусские народные предания» Древлянского (к ним тоже есть вопросы, но сему источнику я доверяю куда больше, чем Прокофьевой с её «тысячей тайн»):

В Белоруссии есть поверье, будто Белун является заблудившимся в лесу и молча, почти невидимо выводит путников на прямую и верную дорогу, с которой они сбились; будто он присутствует на нивах во время жатвы и помогает жнецам успешно жать. Но всего чаще рассказывают Белорусцы, как Белун является беднякам в жыце (во ржи) с сумою денег на носу. Заметив бедняка, – говорят, – Белун манит его к себе рукою; потом, если бедняк не решается подойти, он сам подходит к нему и просит его утереть себе нос. Если бедняк послушается и утрёт ему нос (что всегда бывает, потому что Белун является днём), то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезает. Количество денег бывает смотря по тому, чем бедняк утрёт нос Белуну. Если утрёт рукою, то денег высыплется из сумы столько, сколько можно забрать рукою; если же платком, или шапкою, или полою свиты (верхней одежды Белорусского мужика), то денег высыплется из сумы Белуна столько, сколько может поместиться в платке, в шапке или в поле одежды. Белорусцы представляют Белуна стариком с длинною, белою, но не седою бородою, в белом саване, с белым посохом. Поговорка: «Мусиць, пасябрывся з Белуном» – «Должно быть, подружился с Белуном», то есть, верно, его посетило счастье. «Ціомна ў лесе без Белуна» – «Темно в лесу без Белуна», то есть Белун – проводник в тёмном, глухом лесу. ‌‌‌‌


Фигурка Белуна в «Музее русских суеверий», что на Куршской косе

Вот такое вот олицетворение счастья: из леса заблудившегося выведет (счастье? счастье!) и денежкой вознаградит (счастье? счастье!).


Иллюстрация Маргариты Будылевой

Поиск

Журнал Родноверие