Собственно. и иллюстраторы на тему рассматриваемой выдумки как-то не работают, так что прилагаю такое вот изображение, взятое с просторов Сети

О белых девах рассказывает книга «Русские легенды и предания» Елены Грушко и Юрия Медведева.

Для затравки авторы предлагают нам якобы легенду, которая называется «Только одно слово» (впрочем, очевидно, что это не сказка и не легенда, а просто рассказ в жанре условно славянского фэнтези, не очень умело выдаваемый за старинное предание).

Собственно, сам текст:

Жил-был на свете добрый молодец. Давно просила его матушка: женись да женись, хочу на старости лет понянчить внучат. Все девицы на селе заглядывались на пригожего парня, однако он, бывший раньше весёлым и приветливым, с некоторых пор ни на одну из них не смотрел. С тех самых пор, как начал сниться ему из ночи в ночь один и тот же сон. Являлась ему несказанная красавица в белых одеждах и горько плакала. Поутру сердце у парня разрывалось, так хотелось утереть её слезы и помочь в беде, но где искать красавицу? Этого он не знал.

В конце концов так замучили его сны, что спал он с лица и весь исхудал. Перепугалась матушка и в толчки погнала его к ведунье за советом. Долго смотрела ведунья в быстробегучую воду, а потом сказала:

– Зовёт тебя на помощь белая облачная дева. Похитил её злой чёрный колдун, чтобы взять в жёны, но она сказала, что лучше умрёт, чем пойдёт за него. Тогда обрёк он красавицу стеречь свои сокровища подземные. Скажу тебе, где её найти, только ты должен помнить: обронишь хоть слово – утратишь красавицу навеки!

Повинуясь словам колдуньи, молодец отправился в странствие. Дошёл до горной гряды, зажёг факел и сквозь земную щель спустился в глубины чёрные. Шёл, брёл в подземелье долго ли, коротко... Видит – громоздятся сундуки с сокровищами, а к ним прикована та самая красавица белоликая, что пленила его сердце.

– Кто ты, добрый человек? – спрашивает она. Молчит молодец! Достал свой боевой меч и ну рубить-сечь цепи тяжёлые, каменные. Меч затупил, но цепи разрубил. Схватил красавицу за руку и повлёк её к выходу из пещеры.

– Да куда мы идём? – причитает она. – Скажи хоть имя твоё! Человек ты или злой горный дух?

Молчит молодец, словно воды в рот набрал, и знай бежит сквозь пещеры и подземелья дальше.

Вдруг – что за притча?! – стоит на его пути матушка.

– Ой, сыночек! – заплакала она. – Я пошла вслед за тобой и заблудилась. Скажи, знаешь ли дорогу или нам погибнуть суждено в этой тьме?

Только хотел сын успокоить её, как вспомнил завет вещуньи – и промолчал. Протянул руку – и вдруг исчезла матушка, будто её никогда и не было.

Понял он, что это был только призрак. Покрепче прижал к себе красавицу и двинулся в дальнейший путь.

Не раз ещё испытывал его злой колдун, насылая поперёк пути призраков, а потом явился сам во всей своей силе. И таких страхов напустил, что у парня, как ни был он храбр, ноги подкосились. Змеи огнедышащие жгут его пламенем, чудища чёрные наступают со всех сторон, скалы рушатся, норовя засыпать его камнями.

– Скажи слово! – искушает колдун. – Только одно слово! И тотчас окажешься на земле цел и невредим. Одно слово – и я отдам тебе все свои сокровища!

Но преодолел молодец свой страх, слова ни единого не изрёк и красавицу из объятий не выпустил. Как ни ярилась злая сила, так и дошёл он невредим до выхода из пещеры. И тотчас отстали от него все призраки и страхи, не вынеся света белого дня.

Выбрался парень на волю, отёр пот со лба, поставил красавицу наземь... а девушка повернулась – и бежать!

– Куда?! – закричал добрый молодец яростно и снова схватил её в объятия. А она хохочет-заливается:

– Я уж думала, не дождусь ни одного слова. Как же тебя зовут, спаситель мой?

Тут они и познакомились, и в любви объяснились, и сговорились о свадьбе. Когда пришли в деревню, нашлись люди, которые стали смеяться над молодцем: мол, скажи только слово – и мог бы сделаться богатейшим человеком на земле. Но он и так не знал ни в чём недостатка с тех пор, как взял в жёны облачную деву. Нивы его были плодородны, стада росли и множились, а в доме было довольство и покой. И его старая мать наконец-то понянчила внуков!

Кроме как упомянутой книги, такого рассказа я нигде не встречал, а сборников сказок и легенд славянских народов я перечитал немало. Когда-то давно я воспринимал подобное как этакий эксклюзив (хотя уже тогда в мою неискушённую на тот момент научным знанием душу западали зёрна сомнений), сейчас же мне очевидно, что это всего лишь подделка (хотя бы потому, что сей опус нигде больше не встречается). К тому же, все якобы легенды и предания из означенного источника написаны в одном стиле, и он заметно для сведущего человека отличается от настоящих фольклорных произведений, которые хоть и есть народное творчество, но строятся по определённым канонам.

Что же нам сообщают о белых девах? Не так уж много.

Цитирую:

Белые девы – покровительницы облаков, дождевых источников. Они родственны другим женским духам воды – русалкам, водяницам, омутницам, но исконно благожелательны к человеку. Частенько являются они людям, обычно детям и пастухам. Чаще всего их можно увидеть по весне, когда пробуждается вся природа, а чёрные, холодные, снеговые тучи (символ злого колдовства, которому иногда подчиняется облачная дева) сменяются на небе легкими облаками, напоенными тёплым плодоносным дождем.

Краткость здесь не сестра таланта, а признак отсутствия достоверной информации... Не могу не отметить одну деталь: если, например, упомянутые русалки встречаются в тех же быличках, то белые девы – нет.

В приведённом тексте утверждается, будто бы белые девы – покровительницы облаков. Что ж, предлагаю посмотреть, что пишут про облака в куда более солидном и авторитетном труде, который называется «Славянская мифология: энциклопедический словарь».

Пишет доктор филологических наук Светлана Михайловна Толстая:

Тучи, облака – по древним мифологическим представлениям, небесные стада говяд (коров и быков) или овец, которые водят по небу утопленники, висельники или другие «заложные» покойники. По верованиям жителей Драгачево (западная Сербия), градовые тучи (стада белых говяд) гонит бык; восточнее водителем туч считают св. Германа, а западнее (в восточной Боснии) – св. Савву. В других областях Сербии верят, что тучами управляют алы, аждаи, змей, двоедушники, здухачи. Кое-где на Балканах считают, что градоносными тучами предводительствует орёл, живущий над облаками. Ко всем этим «облакопрогонникам» при виде надвигающейся тучи люди обращают заклинания, требования, мольбы, призывы отвести «своих говяд» от села. Нередко туча отождествляется со своим предводителем: по болгарским поверьям, туча – это хала, которая опускает свой хвост и потом его убирает; сербы думают, что это ала, у которой во время дождя хвост на земле, а голова на небе.

У восточных славян следы подобных представлений сохраняются в диалектных названиях облаков: бык (вологодское), быки (владимирское), бычки (ярославское, уральское), в уподоблении дождя молоку, в обычае давать коровам клички Туча, Хмара (украинцы), тушить пожар от молнии молоком чёрной коровы или сывороткой (Полесье), в приметах типа смоленской: «Чёрная корова идёт впереди стада – будет дождь, светлая – будет погода», в загадках о туче типа украинской: «Чёрная корова небо лижет» и т. п.

На Карпатах у украинцев и поляков предводителями туч считаются планетники: во время грозы якобы можно разглядеть в тучах их руки и ноги. Поляки в районе Познани планетниками называют чёрные тучи. У восточных славян преобладает представление, по которому грозовые (перуновы) тучи гонит по небу св. Илья, поэтому их нельзя отгонять бранью (белорусы).

Широко распространено мнение, что на тучах обитают души умерших некрещёных детей, заложных покойников; реже полагают, что там же находятся души родителей-предков. Недавно в Брянской области было записано заклинание, произносимое при виде тучи с целью её отогнать: «А я етой тучи не боюся, / А я етой грозной не боюся. / А у етой туче – мой батюшка. / А у етой туче – мой родненький. / А у етой туче – моя матушка. / А у етой туче моя родная».

Мифологическая трактовка тучи проявляется в балканских и карпатских верованиях о пребывании в туче демонов, прежде всего атмосферных, но нередко также и вил, в белорусских представлениях о том, что в виде тучи ходит от села к селу холера, в сказочных мотивах похищения тучей людей и втягивания их на небо.

Вологодские крестьяне думали, что туча – это желеобразная масса вроде киселя (иногда куски её находят на земле и даже «пробуют»); часто считали, что тучи состоят из пара или дыма, а градовые тучи – из кусочков льда. Белорусы полагали, что тучи выходят из моря, когда «самая большая рыба разгуляется и всколыхнёт воду». Широко распространено представление, согласно которому воду в тучи набирает радуга из земных водоёмов; по болгарским поверьям, халы опускают свои хвосты в воду и перекачивают её в облака. Сербы Баната считают, что воду в тучи приносят покойники или змей.

Для отгона градовых и грозовых туч использовались разнообразные магические приемы. Женщины-сербки выходили на холм и кричали изо всех сил: «Ой, Милева-утопленница, не пускай своих белых говяд на наши зелёные поля! Гони их по горам и косогорам, гони их в синее море!» Навстречу тучам бросали пасхальные яйца, размахивали пасхальной скатертью, свадебной фатой, венцом, палкой, которой разнимали змею и лягушку; крестили тучу, отгоняли её криком и шумом, стреляли из ружей; считалось, что тучу может отогнать колокольный звон и даже просто звук трубы, а также огонь сретенской свечи. Южные славяне магически «отворачивали» тучу от села, переворачивая кверху ногами треножник или телегу, «рассекали» тучу острыми орудиями – косой, серпом, топором (этот способ известен также русским, украинцам, полякам), сербы практиковали символическое рассечение тучи: стелили на землю тряпку или холст, рубили его на мелкие куски топором и разбрасывали во все стороны. Пытались также «умилостивить» тучу, предлагая ей в виде угощения хлеб-соль, для чего выносили из дома трапезный столик. Восточные славяне выбрасывали во двор хлебную лопату и другую печную утварь – ухват, кочергу, а также хлебную дежу или крышку от неё; зажигали сретенскую («громничную») или страстную («четверговую») свечу, жгли троицкую зелень, ветки вербы; выносили во двор на лопатке горсть горящих углей и т. п.

Облачная, пасмурная погода иногда считается благоприятствующей тому или иному предприятию: «под тучу» хорошо сажать огурцы (Полесье), ставить невод (западная Белоруссия) и т. п.

Как видите, профессиональная исследовательница славянской старины привела массу атмосферных духов, фольклорных персонажей, ассоциаций, но вот белых дев – нет. Говяды есть, а белых дев – нет.

Так что резюмирую: не было в славянской мифологии такого персонажа как белые девы. Сие есть выдумка.

Поиск

Журнал Родноверие