В 1848 году близ села Гусятин (Украина, Тернопольская область), в реке Збруч, было обнаружено четырехгранное изваяние из серого известняка, получившее название «Збручский идол».
Советский археолог второй половины XX века Борис Александрович Рыбаков считал «збручский Род-Святовит» уникальным памятником, дающим представление о всей космогонической системе во взглядах древних славян, сложившейся к IX веку. Рыбаков полагал, что четырехгранная стела с четырьмя фигурами, увенчанная шапкой-колпаком, изображает мужской детородный орган и символизирует единого в разных лицах вездесущего бога Рода. Среди четырех фигур верхнего яруса обелиска Рыбаков увидел богов Макошь, Ладу, Перуна и Даждьбога. Композицию среднего ряда он трактовал как «хоровод» людей по изваянию, а нижний ряд, по его мнению, занимают атланты, удерживающие на руках плиту с «хороводом» и всю многофигурную композицию. Во многом не могу согласиться с Борисом Александровичем и чуть позже я это разъясню.
Историк Лев Самуилович Клейн, один из главных критиков интерпретации Збручского изваяния, предложенной Рыбаковым, всерьез усомнился в восточнославянском происхождении данного артефакта и в том, кто и что на нем изображены. Дело в том, что схожие памятники встречаются на территориях Поднестровья, Болгарии, Польши, кое-где в Центральной Украине и на Руси. Преимущественно же – на территории Галиции, северных притоках Верхнего Днестра. И если говорить о происхождении артефакта в раннеславянский племенной период, то эту территорию тогда населяли племена славянские, но не восточнославянские. Клейн проводит связь изображений Збручского идола со смешанной культурой имеющих западнославянские корни племен, на которые оказали влияние собственно западные славяне, тюрки и кельты. А вот с товарищем Клейном я соглашусь, причём полностью, со всеми приведенными выше тезисами.
А теперь начинается самое интересное, многие исследователи данного вопроса "ОТРИЦАЮТ ДРЕВНОСТЬ ИЗВАЯНИЯ".
Сотрудники Института археологии НАН Украины Алексей Комар и Наталья Хамайко в 2011 году опубликовали статью, в которой аргументируют версию позднейшего (начало XIX века) происхождения скульптуры как «историческую фантазию» польского поэта-романтика Тимона Заборовского, усадьба которого располагалась неподалёку от места находки.
Во-первых, начнём с Тимона Заборского: интереснейшая личность, но по факту, он не был сильно заинтересован в теме славянской мифологии, это видно по его творчеству, и было бы глупо делать гигантское изваяние с кучей богов и людей, это звучит также глупо, как если бы всё это свалили на мальчиков, нашедших идол, тип: "да это они для шутки вырезали камень, нарисовали целый мир славянской мифологии, а потом пошли и рассказали, что в реке утопленник", — ну глупо же. Но, допустим, он вдохновился и решил сделать что-то подобное, какие документы по славянским богам мог иметь незнаменитый и мало увлекающийся темой польский писатель 19 века? Немногие, к примеру Густиновскую летопись, ну и если повезёт, то Гельмольда. Остаётся непонятным — если он читал данные летописи, почему он не изобразил одно божество, а не множество, также почему божество связанное с военным началом — возможно, Перуна — он изобразил без усов, а если это Свентовит, то почему он не изобразил у него рог в руках и не сделал просто четырехглавый идол, при этом прицепил рог к женскому божеству? Ещё непонятно почему внизу он не изобразил просто каких-нибудь чертей, а там именно трёхглавое божество. В общем, то, что это изваяние создал он, это только догадки.
Множество утверждений, что подобного не было у славян. Ну что ж, давайте докопаемся до истины. Да, действительно, мы не знаем идолов со множеством богов, но что-то подобное с устройством мира мы встречаем, только там изображено два божества и люди с животными. Одно божество хтоническое, а второе "светлое". Это два практически идентичных друг другу оклада из Марсебурга и Стариграда. И да, на обоих у хтонического божества изображено три головы (как на Збручнском идоле): одна человеческая, а две другие — змеиные.
Посмотрим на трёхглавое божество. Во-первых, трёхглавость у хтонических божеств в индоевропейской мифологии очень типично. Также подобное божество мы знаем у западных славян, его звали Триглав, и, скорее всего, оно было хтоническим; часто его сравнивают с восточнославянским Велесом. Также, вглядываясь в изображение условного "Триглава", вспоминается стилистически идентичное изображение трехглавого божества на идоле, обнаруженного в Страдине, близ Шибеника, Далмация.
Вглядываясь в изображение божеств, сверх можно заметить стилистические особенности одежды, характерные для раннего средневековья. Это тонкий пояс, шапка с меховой обводкой и длинные одеяния до голени у мужчин и женщин. Идолы с подобными шапками известны на территории славянских племён, к примеру идол из Идрицкого района Великолукской обл. был найден в болоте у деревни Техомичи. А изображение идола в длинном одеянии, так при этом с таким же положением рук, вы можете увидеть на двух каменных изваяниях: один находится в деревушке Альтенкирхе, а второй в городе Берген.
Также удалось вывести примерную дату создания идола и при всех обстоятельствах, она звучит логично. А всё удалось решить с помощью сабли — подобные встречались у тюркских народов и датируются X—XI веками. Это звучит логично при версии товарища Клейна о месте со смешением культур, а также X—XI века были пиком развития язычества у восточных и тем более западных славян, а, как нам высказал Клейн, это были, скорее всего, мигранты из западнославянских племён.
Подведём итоги. Збручский идол, скорее всего, не подделка, он является изваянием западнославянского характера со смешением тюркских элементов; изваяния в подобной стилистике и изображения трёх миров — только в меньшем формате — у славян были, боги представленные там имеют западнославянские аналоги.