В ожидании зимы наши предки выбирали день для почтения Сварога – бога-кузнеца, давшего людям навыки работы с металлом и первый плуг.

Обрядов, связанных с ним, сохранилось немного: куриные пироги, приметы, связанные с птицами, посиделки… И один очень нехороший обряд из Пензенской губернии, где люди убивали соломенного «Козмодемьяна*» (хр.святой, почитаемый в тот же день, что и Сварог) и веселились на его останках.

Наш род принципиально против неоязыческой «чернухи» и не поддерживает мнения, относительно того, что возрождать требуется и дурные обряды. Потому, в этот день мы чтили Сварога живого. Живого и побеждающего. Архаичные обряды, сохранившиеся в сельских играх «кузнец» и «бык»**, были объединены нами в один ритуал. И вот в нашем селе на своей земле произошло празднование.

Началось все еще задолго до праздника: шились костюмы, закупались подарки и еда для стола, готовились праздничные и жертвенные пироги, убиралась территория, делалась бычья голова… Огромная благодарность всем участникам, взявшимся помогать организаторам в подготовке праздника и обрядов.

По приезду на участок, девушки занялись подготовкой стола, а мужская половина доделывала «быка» для обряда. После этого были небольшие посиделки за столом с пирогами, яблоками, сыром и блюдами из курицы.


А после – сами обряды. Парни, укрытые покрывалом, бычьей головой гоняли девушек по участку, символизируя тем разрушительные силы надвигающейся зимы. Обряд завершился появлением кузнеца, который молотом разбил бычью голову – перековал недобрую зиму в зиму-дарительницу.

Обряды этим не закончились: кузнец, доказывая силу созидания, «перековывал» старых на молодых, а потом «ковал» и дарил участникам подарки (девушкам женскую снасть, парням – рабочий инструмент).




Завершило обряды сжигание бычьей головы на новом огненном капище. Перед тем, как опустить «жертву» в огонь, я пожелал всем нам принять зиму, год и жизнь такими, какие они есть, перековать все дурное на хорошее, а все отжившее и ненужное сделать углем для новой кузницы.

Поле того, как голова сгорела, три удара молотом по алтарю были посланы на то, чтобы сковать лед на реку, зиме дорогу, да несчастью перековаться в счастье. А на сам алтарный камень лег пирог.

После обрядов продолжились посиделки.

Завершился праздник к вечеру. Расходились чуть уставшие, но довольные. Готовимся теперь к новым праздникам и обрядам.

--------------------------------------------------------------------------------

*Максимов С. В. Кузьминки // Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903.

** Там же

Поиск

Журнал Родноверие