Среди восточных и южных славян известны дуалистические легенды о творении мира — Бог и Сатана совместно создают мир из поднятого со дна моря песка (ила/камня..) и т.д.
В славистике в отношении древнерусского Рода можно условно выделить два взгляда. Первый — как на домового и "родового гения" ( А. Н. Веселовский [1], Е. В. Аничков [Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 162], Н. М. Гальковский [2], Л. Нидерле [3] и др.), второй — как на важное божество, ответственное за жизненное начало (А. Н. Афанасьев [4], Д. О. Шеппинг [5], Б. А. Рыбаков [Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, М., 1997. C. 593—634.] и др.). Рожаницы чаще всего трактуются как девы судьбы подобные греческим мойрам, но у академика Б.А.Рыбакова рожаницы вознесены до уровня первостепенных женских божеств и отождествляются с Ладой и Лелей.
"Есть черная скала средь моря-океана:
Там Стрибог властвует, и внуков — бегунов
Он шлет отгула к нам с дождями для лугов,
С грозою с вьюгами, с покровами тумана..."
П. Бутурлин. Стрибог
Попытки философского, метафизического толкования мифа всегда сталкиваются с рядом проблем: миф не оперирует четко определёнными философскими категориями, мифические символы многогранны, туманны и контекстны, но в то же время чувственно насыщенны и осязаемы. Но это возможно, и, более того, необходимо. В качестве теоретико-методологического вступления процитирую Мирчу Элиаде ("Миф о вечном возвращении"):
"Благовест в ум!
Большой набат в разум, в колокол ума!
Все оттенки мозга пройдут перед вами
на смотру всех родов разума"
Велимир Хлебников