Начало культа воды — поклонения и почитания кладезем, родникам, озерам, рекам и водам вешних и подземных уходит в изначальное языческое поклонение стихиям и выражается в проживания вблизи сакральных природных мест.

По мнению археологов, первые жертвы источникам люди стали приносить ещё в палеолите и мезолите.

Языческие приношения треб водной стихии зафиксированы в письменных источниках для древних славян начиная с VI в. н.э.

Первым по времени свидетельством является отрывок из Прокопия Кесарийского "История война” где, упоминая главного небесного бога славян, он также отмечает:

“Однако почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества, и приносят жертвы также и им всем…”

X в.в Льва Диакона византийский писатель, историк , в текстах о захоронении павших русских воинов князя Святослава Игоревича у Доростола в 971 г.

"После совершения погребального обряда, “они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра.”

Нестор Летописец в древнерусской летописи Повесть Временных лет X в.в. фиксируются в, связанных своим происхождением с Северо-Западом Руси:

«жруще озером и кладязем и рощением яко же прочии погани»

XII в. Иоанн II, митрополит Киевский (1077 – 1089 гг.), известен как автор нескольких посланий и ответов на канонические вопросы. “Ответы митрополита Иоанна II”. “Ответы” или “Првила” были написаны первоначально на греческом языке, и впоследствии переведены на русский.

В греческом оригинале обличаются язычники, совершающие жертвоприношения на горах, в лесах, в отверстиях земли (жертвенных колодцах, пещерах)

“Toux de qusiazontax en toix oresi kai taix napaix kai taix opaix thx ghx kai taix pugaix…”

Русский же переводчик написал:

“И еже жруть бесом и болотомъ и кладяземъ”

полностью изменив содержание фразы, стараясь приблизить её к конкретным культам, актуальным для Руси того времени..

Под “бесами” можно подразумевать остатки языческого поклонения идолам и славянским богам, то “болота и кладязи” являются указанием на место проведения языческих ритуалов, включая культ воды в один из основных пережитков язычества.

с XIII вв. в плоть до XIV вв. описываются жертвоприношения птицами (курами) у водных источников «поучениях ,против колдовского быта автора, жившего примерно в эпоху Ивана Калиты, начинается с определения характера жертв упырям и берегиням:

«И куры им режуть и то блутивше сами ядять. О, убогыя кокоши! Яже не на честь святым породистеся, не на честь верным человеком. О, убогая курята! Яже на жертву идолом режутся; инии в водах потапляеми суть, а инии к кладезем приносяще молятся и в воду мечють»

Эта обрядовость обладала устойчивыми чертами, живя и возрождаясь вплоть до XVIII – XIX вв. в деревенском быту.

Древний культ воды использовали в своей обрядовости христиане заимствуя множество примет и обычаев глубокой языческой древности , в отличии от древнейшего культа Матери Сырой Земли которая в христианстве была подобно женщине грешной и из которого произошел культ воды Так изначально не существующий праздник крещения стал отдельным днем от Богоявления.

В 1912 г. С.И. Смирновым была опубликована рукопись из сборника отреченных книг XII-XIII вв. Троице-Сергиевой лавры, “Два правила монахам”. список о монашеском быту древнерусских обителей гласит:

“Вопросиша Га апсли. о ядении. рече же Гь. иже есть на мя твьрдь срдцьмь. да есть мяса, и вино пиет, аще чует ся кь Боу предан да вь пьльце будет ходя. они же реша. аще вь пьльце ходя чьрнець съгрешати начнеть … какы томоу заповеди соуть. рече Гь. да идет кь блотоу. еже не течеть аще обрящеть е моутящеся без ветра. то блго томоу. аще ли ветрь моутить е. то и ть сьтвориль есть грехы ты…”

Суть в следующем, что на болоте проверяли не нагрешил ли в пост едой, отправляя на болота , если вода без ветреная значит в благости пост держал,а если волной то грешил ел мясо.

В XIV – XV вв.“Слова Иоанна Златоуста” обличие суеверия

“над источникы свеща вжигающа”

В данном “правиле” указано знание и использование древнего водного языческого культа , источник воды был священным объектом над которым подобно храму возжигались свечи.

В требники XVIII – XIX вв. присутствовал “Чин молитвенный на копание кладязя” и “Чин благословения нового кладязя”в котором заостряют внимание на воде, как на медиаторе благодати.

“Низпошли благословение Твое небесное на воду сию… отжени от нея всякую сопротивную детель, и действо диаволе, отними от нея всякую горесть и сланость и безчадство… и всем приемлющим и пиющим от нея, и мыющимся ею, даждь быти во здравие… и во исцеление всякия болезни”

“Благословляется и освящается студенец сей и вода в нем сущая, благодатию Святого Духа, излиянием воды сея священныя…”

Подобные обращения к воде были во многих требниках. молитвословах и книгах знахарей , что свидетельствует о важности и не сокрушимости веками ДРЕВНЕГО КУЛЬТА ПРЕДКОВ поклонения и почитания ВОДЫ в кладезях и родниках, озерах и реках, вешних и подземных вод.

Поиск

Журнал Родноверие