("Род и рожаницы" — это культ родных предков и покровители деторождения)
В современном Славянском Родноверии, даже среди адекватных родноверов (славянских язычников), до сих пор распространено популярное заблуждение в том, что якобы в Древней Руси у славян был "Верховный Бог Род". Во многом такое заблуждение распространено из-за того, что на индо-европейские(арийские) религии, в данном случае на Славянское Родноверие, смотрят через иудео-христианскую (авраамическую) призму. Но люди в данном вопросе забывают то, что индо-европейская (арийская) религиозная система принципиально отличается иудео-христианской(авраамической)...
Большую роль в раскрутке темы "Верховный Бог Род"" сыграл советский академик Б.А.Рыбаков, который по вероисповеданию был православным старообрядцем. Ибо его академические труды сильно повлияли на первоначальный этап возрождения Славянского Родноверия в России, на Украине и в Беларуси.
В реальности Род и Рожаницы предстают, прежде всего, олицетворением судьбы, при этом Род, вероятно, в языческих представлениях давал людям душу, а Рожаницы – судьбу. Кроме того, им ставится трапеза и выказывается соответствующее уважение; таким образом, Род – это совокупность родных предков, обожествлённый род человека, и создатель души. В.Л. Комарович дал меткое определение Богу Роду: «Род – совокупность предков данной семьи» (Характеристика Рода и Рожаниц, 173). И нет никаких оснований говорить об мнимом "Верховном Боге Роде" в Древней Руси.
Род и Рожаницы в поучениях против славянского язычества действительно стоят на особом положении. Прочие Боги – с которыми христианская церковь боролась как с главными конкурентами на роль высшей силы – постепенно выпадали из новых списков и новых текстов, и примерно с XIV в. их появления стали единичными, причём непременно в виде цитат из более ранних памятников; этакое механическое воспроизведение. Так происходило, потому что исчезал и их культ. Но Род и особенно Рожаницы «пережили» всех этих Богов в текстах. Род появляется в поучениях и XV в., а Рожаницам клали кашу (на церковный алтарь в день Богородицы!) местами, возможно, аж до XVII в. (Гальковский, 349, 358). Но такая живучесть культа Рода и Рожаниц в народе, если рассуждать логически, лишь становится последним гвоздём в гроб теории о возможном их верховенстве в языческую пору.
Ведь если бы церковники видели в них верховных языческих Божеств, то именно на преодоление их культа они и направили бы все силы – как были они направлены на главных и самых важных Славянских Богов Руси — Перуна, Велеса и Богиню Макошь. Но этого не случилось – а значит, верховными Богами "Рода и Рожаниц" и не видели; не видели, возможно, даже и вовсе полноценными Богами. Культ предков – вот чем стало (а вероятно, и было изначально) почитание Рода и Рожаниц.
И в этом смысле, а вовсе не в том, что Род якобы "Главный (Верховный) Бог", а как культ почитания родных предков и покровителей деторождения культ "Рода и Рожаниц" вельми важен и в нынешнем Славянском Язычестве (Родноверии)...