Встреча Зимы с Весною, когда извечные противники встречаются и дают друг другу очередной бой. Уходит Зима, но крепка ее еще сила. В поверье народном, после Сретенья, Зима отступает. Можно услышать и отголоски этой битвы, что выливается в гром и молнии, что дает второе название Срече- Громница. После этого дня начинались внезапные оттепели и санные дороги становились не надежными.

В «Народном дневнике» Сахарова, упоминается, что в Тульской губернии после сретинских морозов, в дальнюю дорогу, выезжать не советуют. В этот день, существовал ряд примет, предвещавших приход весны. «Если в канун вечера сретенья небо звездное»- то весна поздняя. «Если от воробья стена мокра»- ранней весне быть. «На Сретенье снежок, пригонит на весну дожжок»- т.е. весна будет мокрая, с осадками. «Коли на Сретенье метель дорогу перейметь, то корма подбереть»- осень будет поздняя и кормов не хватит. Оттепель, сулит «худую и гнилую» весну. Если на закате, солнце не выглядывает, то ждали сильных «влысьевских» морозов, 11 февраля. Но если виден был закат, то зима будет долгая, но урожай богат.

В обрядовой практике, существовало заклинание мышей, лютого врага крестьянина, когда мыши, начинали перебираться в скирды и стоги, до начала 20 века. Приглашали местного знахаря, который проводил ограждение от «мышеяди». Вынимались по снопу или клоку сена, с четырех сторон и несли в дом, после чего сжигалось в жарко натопленой печи, раскаленной кочергой. Пепел с заговором высыпался в места откуда брали сено. После чего угощали и провожали прося не обижаться на «угощенье и отдарки» как по обычаям положено было.

Существовали обряды на благополучие детей и близких. В Воронежской губернии, набирали в полночь воду из 3 колодцев и придя домой умывали детей и болевших, считалось вода имела особую силу. Существовал и обряд продажи ребенка, когда ребенка за символическую плату продавали и отдавали в окно. Потом возвращали «Живи на мое счастье», на вырученные деньги, покупали свечи. Считалось что огонь тех свечей «привязывал» ребенка к жизни.

Западные и восточные славяне, в этот день изготавливали «громничные свечи», которые так же наделялись особой силой и служили защитой дома от гроз и могли исполнять очистительные функции. Сохранялись они до следующей Громницы. Несмотря на приход христианства, данный обычай сохраняется и возрождается в народной памяти.

Источники:

Каринфский А.А. «Народная Русь»

Афанасьев А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу»

Христова Г.П, Ревнева С.Н. «Календарные праздники и обряды Воронежской области»

Агапкина Т.А. «Славянские древности»

"Синий час и молния" Автор фото: Джефф Салливан /взято из свободного доступа в сети/

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие