О неоязычестве в широких кругах ходят самые разные слухи, как правило, не самые лестные. Чаще всего, наибольшую известность приобретают его направления, самые плодотворные на предмет интернет-публикаций. Система лайков и репостов очень хорошо распространяет информацию по интернету и за его пределы.

Но, как ещё полвека назад заметил Карл Саган (очень рекомендую к прочтению его книгу "Мир полный демонов. Наука как свеча во тьме"), наиболее живучими оказываются самые лженаучные мемы (мем — это единица информации, которая, подобно гену, способна самокопироваться в умах людей и распространяться от человека к человеку), потому что они очень просты для восприятия и не требуют никакой умственной работы. Яркая красивая картинка для нашего мозга всегда предпочтительнее научного текста. Чтобы понять научный текст, нужно очень активно поработать: разобраться с терминологией, получить хоть какой-то минимальный уровень образования в данном вопросе и т.п. Поэтому самая тиражируемая информация далеко не самая верная.

В итоге, множество людей увлекается совершенно псевдонаучными идеями, и неоязычество, увы, здесь не исключение. Больше людей — больше медийность их взглядов, стало быть, и больше новых адептов. Другие же, глядя на всё это, стараются создать жёсткую оппозицию, зачастую не понимая, где правильнее провести границу уместности и неуместности тех или иных взглядов, практик и т.п.

В результате мы имеем две крайности неоязыческого мировосприятия:

1. "Ролевики" — всяческие последователи Велесовой Книги, Славяно-Арийских вед, Хиневича, Трехлебова и т.п. Слава Толкиена не даёт им покоя. Они выдумали собственный фантастический мир с собственной историей и лингвистикой, не имеющей ничего общего с объективной реальностью. Но при этом "на голубом глазу" пытаются продвигать свои идеи как некие тайные исторически достоверные знания, улавливая в свои сети множество хороших людей с недостаточно развитым критическим мышлением. Это безусловно приносит огромный ущерб репутации родноверия и делу его продвижения.

2. "Реконструкторы" — это группа куда малочисленнее. В качестве примера можно привести переславльскую общину "Дедов Кон". Они пытаются строго следовать современным научным знаниям в области истории, этнографии, лингвистики и т.п. Но при этом начисто лишены воображения. "Нет в источниках — значит не существовало нигде и никогда", — рассуждают они. На мой взгляд, такой подход превращает Живую Веру в интерактивный музейный экспонат. Если уж заниматься исторической реконструкцией, то в таком случае стоит определиться какую эпоху и какой регион мы реконструируем.

Достаточно понаблюдать как в современном мире в родных нам краях изменился свадебный и погребальный обычай за последние полвека, чтобы понять, что попытки фиксации на букве какого-нибудь этнографического исследования, зафиксировавшего тот или иной обычай или верование в данном конкретном месте в данное конкретное время, не имеют ничего общего с исторической реальностью. Если бы прямая языческая традиция не прервалась, она бы вряд ли сейчас выглядела также как и тысячу лет назад.

Моё же Родноверие идёт царским срединным путём. С одной стороны мы придерживаемся объективных научных данных и не выдаём желаемое за действительное, с другой стороны даём возможность проявляться и расти Живой Вере, что выражается, в первую очередь, в творчестве. Мы по новому осмысляем Старых Богов, создаём новые обряды и праздники в их честь (самый яркий пример — это обретающий всё большую популярность культ Мары), переосмысляем обрядовую одежду, создаём новые литургические тексты и т.п.

Некоторые представители современного родноверия категорически против всяческих нововведений: мужские очелья, символы Родных Богов, даже новогодние традиции ("ёлка — дерево мертвецов, а вы её в дом тащите!") подпадают под их строгие фильтры. Я же считаю, что это напоминает попытки остановить течение реки. Да, многие современные родноверческие символы пришли к нам из книг "ролевиков", но к настоящему моменту уже есть определённый консенсус среди подавляющего большинства родноверов, что какой символ обозначает и зачем используется. Пустота, связанное в своё время с недостатком реальной исторической информации о символах древних славян, была эффективно заполнена новой сакральной графикой. Зачем же воевать с этой системой?! Символы сами по себе пусты, мы наполняем их смыслам и Силой, они лишь как аккумуляторы накапливают наши смыслы и транслируют Силу дальше. Если же говорить о современной (советской) традиции празднования Нового Года — то я вообще не знаю другого по-настоящему народного (языческого) праздника, чем этот. У нас есть одна-единственная традиция, которая уважается большинством народов бывшего СССР, единственный реальный СВЯТОДЕНЬ (когда даже многие магазины не работают!) и мы с ним будем воевать?! Уничтожим настоящую Традицию ради традиций отчасти выдуманных?!

Я ценю Родноверие за возможность найти в нём свой личный Путь, реализовать свой творческий потенциал. Например, в современном православии стоит жёсткий запрет на любое богослужебное творчество. Ты можешь лишь воспроизводить уже имеющиеся шаблоны обрядов и молитв, никакой отсебятины. А вот у нас литургическое творчество всячески приветствуется и поощряется. Мы вольны в выборе своих одежд, форм обряда, тех слов, которые мы произнесём пред Родными Богами и т.п. При этом мы понимаем, что другие Общины могут славить Богов иначе, и это не будет для нас "камнем преткновения".

Итак, Родноверие для меня это Живая Вера, в которой есть место как критическому мышлению и научному подходу, так и свободному творчеству и изъявлению своих душевных качеств. Наша сила в разнообразии и децентрализованности! Наверное, это именно то, что я больше всего ценю в моей Родной Вере.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие