Эту фразу все современные язычники слышали неоднократно, она входит во многие славления и заговоры, и на первый взгляд не возможно не согласиться с ее справедливостью. Казалось бы, что может быть разумнее, чем следовать во всем мудрым наставлениям пращуров, сверять с их традициями свою жизнь. Но когда традиция становится оковами, Прокрустовым ложем для живого общения с Богами и чародейских практик, слепое следование древним традициям становится великой хулой на предков. Так мы косвенно даже отрицаем родство с ними, право называться их наследниками. Ибо то, что сейчас называют традицией, творили наши предки. Творили годами, веками, тысячелетиями. Только глупец станет утверждать, что за все это время традиция оставалась неизменной, что в нее не привносилось что-то новое. Привносилось! И кроманьонец славил Богов совсем иначе, чем его дальний потомок вятич или радимич. Да и когда славяне уже назывались славянами, традиция обновлялась, принимала в себя новые практики. А вот сейчас немало вполне разумных и очень достойных людей утверждают, что язычником ты можешь быть, лишь сверяя каждый обрядовый шаг с записями, разработками ученых, соотнося с выкладками историков, этнографов, филологов, исследователей фольклора.

Не дай Боги какой новодел на шею повесишь или на рубахе вышьешь-безжалостно высмеют, как невежду. Но все знаки на оберегах 9 века, все орнаменты музейных экспонатов тоже когда-то были новоделами! Это не десять заповедей, с неба они не падали. Никаких религиозных сказок. Просто люди, во все века стремясь к живому общению с Богами и духами, создавали в процессе радений новые обряды, заговоры, практики. И не столь важно, что какой-то конкретной практики не описано в трудах исследователей, если она работает, соответствует своему предназначению. Мы ничем не хуже наших предков. Дух Богов в нас не выветрился с веками. Традиция потому и называется живой, что совершенствуется и поныне! Однако почему-то "деять" не так, как предки, сейчас во многих общинах считается дурным тоном. Именно поэтому "Круг Ящера" был, есть и останется объединением нетрадиционных (гусары, молчать!) язычников. Уважая пепел веков, мы все же поддерживаем живой огонь.

Безусловно, знать свою историю, и тем более историю своих традиций и верований, язычник обязан. И люди, восстанавливающие ее сейчас по крупицам, корпящие над старинными книгами, трудящиеся в музейных запасниках, в этнографических и археологических экспедициях, отделяющие правду от вымысла, делают работу, неоценимую по своей важности. Низкий им поклон за это! Но, слепо подчиняясь духу и букве традиции, сверяя с ней каждое действие, они уже не находят времени для живого общения с Богами и духами. Как можно проводить обряд, если не известно конкретно, на основании каких древних источников он восстановлен? А этот праздник-существовал ли он в этот день тысячу лет назад? Дальше-больше. Нам уже не так важна связь с Богами ,как то, что мы все делаем "по писанному". И вот уже рождается новое "священное писание", канон, отступать от которого-ни-ни!

Мир вокруг изменился до неузнаваемости. Меняется природа, да и сами мы меняемся. Неизменным осталось лишь стремление поддерживать связь, общение со Сверхчеловеческим-Богами, духами, стихиями, природой. Каждый язычник ищет свои способы этого общения. И возможно, как раз эти новоделы спустя много лет назовут обновлением и продолжением традиций предков.

Разумеется, это вовсе не повод нести явный бред, "контактировать" с Крайонами, рептилоидами и Анастасиями, плодить новые религии и секты, вроде инглингов, голяковцев и иже с ними. Здравый смысл язычникам необходим, пожалуй, как никому другому. А вымышленные миры пусть творят фантасты.
.

Поиск

Журнал Родноверие