1. Осенины-это праздник встречи Осени.

Рано утром в старину женщины выходили в день Рождества Пресвятой Богородицы к берегам озер и прудов встречать «матушку Осенину» овсяным хлебом и киселем.

Старшая женщина держала хлеб в руках, а молодые пели вокруг нее песни. Затем разламывали хлеб на куски по числу присутствующих и кормили потом домашний скот.

Кого же из Богинь могли почитать в данном случае под видом «матушки Осенины»?

Догадаться нетрудно, несмотря на то, что в источниках говорится порой о чествовании в этот день женственности и материнства.

Очень велика вероятность, что такой обычай появился уже после того, как к центральной дате встречи Осени приписали день рождения Богородицы, придавший ему соответствующую направленность.

На деле же-мы видим в приношениях блюда на основе овса-важную составляющую поминальной трапезы(ну, и связь по созвучию слов «осенний» и «овсяный» тоже налицо, безусловно).

Один из вариантов заговора, произносимого в этот день, звучит следующим образом:

« Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житье-бытье освяти!»

То есть, в основном просили не ДАРОВАТЬ что-то, а ИЗБАВИТЬ от чего-то.

Ну, и достаточно взглянуть на природу, на пожелтевшие листья, побуревшую траву, вспомнить, какие именно процессы становятся причиной всего этого, и понимаешь, что у воды(от которой поутру особенно холодно) в этот день разумно чествовать Прекраснейшую Мару, вступающую уже в Свои права.

Еще одним фактом в пользу этого предположения может стать то, что осеннее равноденствие в году-безусловный антипод весеннего равноденствия, когда Мару, напротив, провожают.

Как можно сделать сейчас?

Испечь хлеб, если и не из овсяной муки целиком, то хотя бы добавив в муку овсяные хлопья, приготовить кисель. Рано утром группой людей, семьей или в одиночестве выходим на берег водоема. Требу держит в руках старшая женщина из присутствующих(если нет женщин на обряде-то исходя из ситуации, кому это сделать сподручнее) Не пытайтесь специально для этой цели отлавливать женщин с твердой уверенностью, что иначе ничего не получится))))

Читаем славление Мары, вроде следующего :

Мара-Мати! Славься, Мати!
Первым хладом, рдяным закатом.
Мара-Мати! Славься, Мати!
Равным времем для Света и Теми.
Мара-Мати! Славься, Мати!
Нивою сжатой, дарами богатой.
Мара-Мати! Славься, Мати!
Клином последним птиц в ясном небе.
Мара-Мати! Славься, Мати!
Дождливою мглою, осенней порою.
Мара-Мати! Славься, Мати!
Златым да багряным лесов одеяньем.
Мара-Мати! Славься, Мати!
Листом опавшим, ледком хрустящим.
Мара-Мати! Славься, Мати!
Думой о вечном во средце вещем.
Мара-Мати! Славься, Мати!
Секи с нас иное, не трони живое.
Мара-Мати! Славься, Мати!
В сумерках года по воле Рода.
Гой, Черна Мати! Гой-Ма!

Затем делим требу надвое, одну часть с троекратным поклоном опускаем в воду, другую делим между присутствующими. Каждый потом разделяет свою долю с домочадцами и домашними животными.

2. Осенины-главный праздник Урожая.

Промежуточных, вроде Зажинок, Дожинок и прочих было уже много, а этот подводит окончательный итог. Хотя и не обязательно, что во всех регионах в это время убрали весь урожай всего, но основную часть-уже точно.

21 сентября-Оспожинки, когда в старину крестьяне завершали практически все виды полевых работ. В этот момент всего в изобилии, потому гуляния в некоторых краях продолжались порой целую неделю, чем урожайнее был год, тем дольше.

В Белоруссии ту же роль играет праздник Богач, когда служили молебен:

«За новый урожай и Божию щедрость по отношению к людям»

В этот день каждая семья приносила в общий короб-лубок по горсти зерна.

Затем в центре этого «Богача» ставилась зажженная свеча и совершался обряд обхода деревни всеми жителями с целью защиты от всего худого.

«Богач» символизировал единение деревенской общины. Лубок с зерном потом находился у какой-нибудь одной семьи. По весне первый посев делали семенами из этого короба.

Как можно сделать сейчас?

Устроить угощение, на которое собирается вся семья, навестить или пригласить к себе родню, чтобы близкие люди тоже разделили с нами радость от изобилия. На столе очень желательно иметь много блюд, совсем не возбраняется хмельное. Хорошо, если есть овощи и фрукты, выращенные вами самими, мясо, молоко и другие продукты собственного производства. Традиция советует также свежеиспеченный хлеб, блюда из капусты, репы, однако выбор все равно за вами.

Главное-много и вкусно. За столом всем присутствующим хорошо подвести итоги всего хорошего и плохого, что произошло с нами с начала года, сделать выводы, поблагодарить Богов за милости и уроки, отпустить отжившее. Возносим благодарность и славу Родным Богам, Матери Сырой Земле, Государыне Воде и Красному Солнышку за добрый урожай(если мало, просим, чтобы в следующем году добавили, если много-чтобы и в следующем было не меньше).

Из приобретенного зерна нового урожая каждый из семьи(даже самые малые) пусть по горстке ссыплют в одну миску, в которую ставим затем зажженную свечу.

Над этим «Богачом» мы и произносим все благодарения и пожелания. Он-своего рода алтарь, Красный кут на этом обряде.

После праздничного угощения старшие мужчина и женщина в семье с «Богачом» в руках обходят посолонь дом(а если в сельской местности-весь земельный участок посолонь, с заговорным словом, прося Богов защитить наши владения.

Для примера приводим современный вариант обращения :

Святы Боги с нами идут,
Велес с Мокошью честной «Богач» несут,
Сварог с Ладой направляют,
Перун со Ярилой охраняют,
Даждьбог Трисветлый путь указует,
Мара Матушка тын железный ставит,
Ящер-Змей кольцо замыкает.
Буди круг сей крепок и свят, как Божий престол!
Буди в нем вовек все ладно да справно, богато да изобильно!
Несть в сей круг пути ни лиху, ни худу,
Ни зависти, ни вреду,
Ни черному колдовству,
Ни беспутной нежити!
Речено отныне и навек!
Стани, честной «Богач» нам в оберег!
Гой! Да будет так!

После того, как свеча догорит, «Богач» стоит в миске еще неделю, до завершения праздника Осенин. Затем зерно ссыпается в специальный мешочек-оберег, который прячем до весны в укромном месте.

Весной это зерно можно использовать для праздников в честь Ярилы, для символического посева.

3. Осенины-это смерть старого и возжигание нового Огня. В былые времена старый Огонь повсеместно гасили в доме и добывали новый ударами кремня или трением.

Как можно сделать сейчас?

Символически зажечь свечу, поблагодарить Лето за все хорошее, за урожай, за тепло, попрощаться с ним до следующего года и потушить пальцами свечу. А потом зажечь новую(можно и просто спичками, зажигалкой) –и пусть это будет та свеча, что мы ставим в «Богач». Во дворе хорошо развести от пламени этой свечи костер, в котором символически сжечь старую, ненужную одежду, прося, чтобы вместе с ветошью ушло из жизни все худое и отжившее.

4. Осенины-это малая тризна по предкам, так, как вы делаете обычно. Своего рода некое преддверие Осенних Дедов. В старину в некоторых местностях 21 сентября совершались поминки по мертвым, как в Дмитриевскую субботу.

Важно еще несколько уточнений :

5. Осенины-это НЕ время, когда «светлые Боги» «уходят» от нас на полгода куда-то на небеса. Все Они всегда с нами. Думать так-нелепый пережиток, суеверие.

6. Осенины-это НЕ день, когда мы «прощаемся» с Матерью Сырой Землей и Государыней Водой, по причине того, что они засыпают до весны. Точнее-это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО этот день. В центральной полосе России в эту пору еще продолжают порой и корнеплоды расти, и ягоды. Символическое «прощание» с Землей и Водой НЕ В ЧИСЛАХ, это день, когда их скует, хоть и на время, первым морозом.

Поиск

Журнал Родноверие