Часть 1

День 2: Бранденбург и Хафельберг. В Берлине взяли машину и начали путешествие, которое по плану должно охватить все ключевые святыни и посещение всех музеев с основными идолами, принадлежавших некогда полабским (балтийским) славянам.

Первый город — Бранденбург-на-Хафеле. Хафель — это значительная река региона на запад от Берлина. Славяне называли её Гавола, а племя, живущее по ней — гаволяне; они входили в союз лютичей (кто не в курсе, полабы разделялись на два основных, и, увы, постоянно враждующих союза — лютичей на северо-востоке нынешней Германии и ободритов или бодричей, располагающихся западнее; также надо отметить поморян — ещё восточнее лютичей, но эти жили в основном на территории современной Польши; и большой вес имели руяне, занимавшие остров Рюген и близлежащие земли на севере от всех перечисленных).

Гаволяне почитали тех же Божеств, что и поморяне: Триглава и Яровита. Древние источники сообщают, что в период 1153-1156 годов в Бранденбурге был уничтожен культ Триглава (см., например: Ссылка 1 и: Ссылка 2 ). Археологами и историками установлено, что его святыня находилась не в черте тогдашнего города, а рядом, на горе (хотя наверно это правильнее назвать холмом) на запад от города, через Гаволу. Сегодня эта гора называется Мариенберг, и она очень, очень живописна; ныне этот район уже часть города(Brandenburg.. Здесь есть кладбище, разумеется немецкое и не такое уж старое, какой-то мемориал, и большой, очень красивый парк, сосредоточенный на вершине. В центре парка горы Мариенберг, на самом высоком месте, вероятно, где и было капище (или храм?) возвышается современная белая башня, служащая прекрасным ориентиром. Вниз в обе стороны горы среди парков и фонтанов ведут лестницы и террасы, а с вершины открывается изумительный вид на много вёрст.

Однако я не увидел здесь никаких упоминаний славянского святилища, никаких попыток сыграть на этом историческом эпизоде в туристических целях. Кроме того, лично я ничего не ощутил на этом месте; словно местная сакральность "выветрилась".

Отсюда мы двинулись в другой город гаволян — Хафельберг. Увы, и о его святынях источники сообщают очень скупо. Один из авторов "Житий св. Оттона Бамбергского", Эбон, пишет, что Оттон, католический миссионер, проехавший с миссией в 1120-е годы прежде всего по землям поморян, проездом оказался и в Хафельберге в начале месяца мая.

Гаволяне «в самый день его прихода город, при расставленных повсюду знамёнах, справляли праздник некоего идола Геровита», то есть Яровита (Эбон III.3–4)

Основной, старый Хафельберг находится на острове в русле Гаволы, недалеко от места, где эта река впадает в Лабу (нем. Эльба). Если празднество было в городе — а это логично подразумевается при чтении "Жития", то от следов прежнего культа не осталось ничего. Это касается не только памятников археологии и завлекаловок туристов (хотя может я просто не нашёл, а где-то есть), но и самого духа в этих местах. Я умылся в Гаволе, но вновь ничего священного на этих местах не испытал. Кстати, Оттон не стал проповедовать гаволянам. Это была не его епархия, и он не имел прав обращать эти земли — и потому поехал отсюда дальше к поморянам на северо-восток. А мы — поехали на северо-запад, в земли бодричей. Пишу это в Гамбурге, где завершился наш второй день поездки.

Фотки: 1-я — я в парке горы Мариенберг на фоне белой башни. Где-то здесь более 850 лет назад находилось святилище Триглава, главного Бога также в поморянском городе Щецин. 2-я — на фоне старой церкви в Хафельберге. Фоткать здесь что-то ещё — особо не надумал.

Часть 3

Поиск

Журнал Родноверие