1 — Эльба в Гамбурге

Часть 2

Начну с эмоции. Мне тут предъявили: что за нафиг, какие-то кустики, церкви, где, мол, самый-то огонь? Друзья, давайте по-честнаку. Последний оплот полабского язычества — Рюген — пал в 1168 году, то бишь скоро будет 850 лет, как это случилось. Кое-где в Полабье язычество исчезло уже в IX-X веках.


2 — на въезде в Босау


3 — церковь святого Петра, "кирха Гельмольда"

Вы правда думали, что все эти капища и храмы, бородатые волхвы и брутальные славянские воины с запёкшейся кровью саксонцев на секирах так и стоят там на святых холмах? Ну тогда разочарую — нифига подобного. Источники сообщают надёжно этак о десятке — всего! — городов, где точно были святилища конкретно указанных Богов. Среди этого десятка — одно-два, где можно локализовать святилище более-менее точно, и НИ ОДНОГО, где от этого святилища осталось что-то бесспорно относящееся к нему. Шухарт нашёл Аркону? — так ведь сплошные смешки археологов над этим после него, то ли это был скотный двор, то ли что ещё. А вторая по знатности святыня полабов — Радегост-Ретра — не то что не найдена, а неизвестно хотя бы в радиусе 50 км (!) где находился этот ГОРОД (!!). Напротив, археологи выкопали с десяток городищ со святилищами (например, Пархим) — но как они назывались и каким там поклонялись Богам — неизвестно. От некоторых поселений остались холмы на месте крепостных валов, от некоторых — только название. Немцы построили свои поселения, современные, и в целом не особо знают, что здесь было. Иногда они могут пытаться толковать большие скулы как влияние славянского генофонда, но далее этой чуши их искания в истории заходят редко. И если я говорю что на горе Мариенберг в Бранденбурге сегодня парк и белая башенка, а вы ждали вместо того кадры отрезания христианской головы под пляски волхвов-шаманов с мухоморами, то, как говорил один известный русский футболист — это ваши проблемы.

День 3-й, Вагрия.


4 — Плёнский замок в городе Богини Подаги Плёне

Проснувшись в Гамбурге, перед тем как покинуть город, решили заскочить на Эльбу, ведь мы её до сих пор не видели. А между тем именно по ней племена называются полабскими — славянское название этой крупной реки — Лаба, значит живущие "по Лабе" — полабы. Гамбург — место невзрачное, при осмотре достопримечательностей Гамбурга в поисковике ничего впечатляющего не нашёл, поэтому — только Лаба. Хотя такой поздний текст, как "Страдания мучеников, покоящихся в Эбсторфе" (XIV век) сообщает, что славяне здесь почитали Хаммона, это явная глупость: Хаммон взят литературной ссылкой из семитской мифологии по созвучию (как эпоним) для Гамбурга — якобы Хаммабург. При этом и сам город с древности не особенно-то связан со славянами: это была немецкая крепость на границе славян и созданная против них.


5 — Плёнское озеро с вершины Плёна

Из Гамбурга (который в противовес Берлину хотя и произвёл впечатление большого и пафосного города, и также в противовес столице мне не понравился) мы двинулись на север, в бывшие земли племени вагров, практически самого западного народа славянского мира вообще. Соседство с германцами превратило культуру вагров в нечто крайне воинственное, о чём довольно подробно писал автор "Славянской хроники" XII века Гельмольд из Босау.

Первый пункт, который мы посетили — это собственно Босау. Прекрасные, иногда просто изумительные пейзажи сельской местности, многочисленные поля злаков, кукурузы и ветряных электростанций окружают вместе с Плёнским озером эту крошечную деревню. Здесь ничего нет кроме великолепных садов и старой церкви святого Петра, где и работал католический монах и летописец Гельмольд. Сама церковь — закрыта, внутри на автоматике играет органная музыка, а вокруг расположено кладбище и озеро.


6 — балтийский пляж недалеко на запад от Ольденбурга-ин-Хольштайн


7 — вход в "Музей валов" Ольденбурга-ин-Хольштайн, бывшего Старигарда, города Бога Прове

На том же озере всего в 11 км севернее — город Плён. Гельмольд писал о язычниках-полабах: "Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага; у других божества населяют леса и рощи" (I.83). Много ли с этого взять? Но я счёл такое свидетельство достаточным поводом побывать в Плёне и рассказать об этом благодарному читателю. Итак, в Плёне был храм и невообразимое изваяние Подаги — увы, это и всё, что мы знаем. Плён — также пункт поразительно красивый. Это относительно большой город, посреди которого находится заметная возвышенность. Оттуда можно насладиться великолепным видом Плёнского озера, а затем и спуститься к нему. На вершине находится Плёнский замок, и я предположил, что святилище могло быть тут. Место на вершине холма произвело достаточно сильное духовное ощущение.

Из Плёна мы выехали в Ольденбург-ин-Хольштайн, который 900 лет назад назывался Старигардом, то есть, по-полабски, старым городом, и был столицей Вагрии. По пути нам довелось выехать к морю и найти пляж. На 18-е июля — море холодное. Можно залезть, 10 минут покупаться, и надо вылезать. Дно — каменное, неудобное, купались в тапках, но.. море же! Родная питерцу Балтика.


8 — схема "Музея валов" Ольденбурга

От пляжа — в Ольденбург. И вновь нашим источником об этом месте является Гельмольд, впрочем, в данном случае сильно хвалить его не стоит. Ведь он не только описал святилище Бога Прове где-то у Старигарда, но и лично поучаствовал в его разрушении в 1150-м году.

Привожу источник:

"..пришли мы в рощу, единственную в этом краю, которая целиком расположена на равнине. Здесь среди очень старых деревьев мы увидали священные дубы, посвященные богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем и с жрецом на суд. Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывалось в приюте. Славяне питают к своим святыням такое уважение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны. Клятву они с большой неохотой приносят, боясь навлечь на себя гнев богов, ибо клятва у славян равносильна ее нарушению <...>. Когда мы пришли в эту рощу и в это место безбожия, епископ стал увещевать нас, чтобы мы смело приступали к уничтожению рощи. Сам же, сойдя с коня, сбил шестом лицевые украшения с ворот. И, войдя во дворик, мы разрушили всю его ограду и свалили ее в одну кучу вокруг священных деревьев, и, подкинув огонь, устроили костер из множества бревен, однако не без страха, как бы на нас не обрушилось возмущение жителей. Но господь покровительствовал нам" (I.83)

Перед этим Гельмольд также немного рассуждает о верованиях ольденбуржцев:

"Богом их был Прове. Имя же жреца, который возглавлял их суеверия, было Мике <...>. И начал епископ господень наставлять язычников на путь истины, каким является христианство, убеждая их, чтобы, оставив своих идолов, они поспешили к купели возрождения. Но лишь немногие из славян обратились к вере" (I.69)

Исследователь А. Пауль, да и не только он, считает, что первую фразу первой цитаты нужно читать иначе: "..заехали в рощу, единственную в том краю, потому что весь он – голая равнина" (пер. И.И. Срезневского). Если так, то возможно, пишет Пауль, место рощи Прове — это гора Винберг. Доступ к ней закрыт: ныне там военная база. Мы зашли в Музей валов Ольденбурга (Wallmuseum), который представляет небольшую реконструкцию древнего городища. Рядом с ним было целое поселение реконов из палаток: через несколько дней здесь начинается фестиваль славянской исторической реконструкции (Slawentage 2017). Другой музей города на тему славянских древностей мы не посещали, хотя, возможно, и стоило. Так тремя точками мы завершили программу по Вагрии.

Оттуда мы выехали в Любек, где я пишу эти строки. В городе нет свободных мест в отелях, отчего и мы пострадали.

Но Любек доставил нам взамен другое удовольствие. Местный житель — упомянутый Андрей Пауль, автор недавней книги "Балтийские славяне", уже ставшей классикой — встретился и провёл с нами несколько часов. На вершине одного из холмов в центре Любека — остатки вала и крепости славянского городища языческой эпохи — Андрей провёл нам экскурсию и подписал мне книгу.


9 — знакомство с Андреем Паулем на фоне ворот Хольстентор в Любеке


10 — автограф автора на месте славянского городища в центре Любека

Часть 4

Поиск

Журнал Родноверие