1 — город Богини Живы Ратцебург и одноимённое озеро

Часть 3

День 4-й: земли ободритов.

Из Любека, достопримечательностью которого стал в моих глазах Андрей Пауль, утром следующего дня мы направились к Ратцебургу. Отмечу, что под "полабами" можно понимать всех балтийских славян, а можно — конкретное племя в составе союза ободритов (бодричей).


2 — церковь Ратцебурга


3 — центральная площадь Ратцебурга

Для полабов в узком смысле слова Ратцебург, точнее, в ту пору Ратибор, был столицей, и вот что пишет в "Славянской хронике" об этом уже подробно упомянутый Гельмольд:

"..помимо рощ и божков, которыми изобиловали поля и селения, первыми и главными были Прове, бог альденбургской земли, Жива, богиня полабов.." (I.52)

Подробнее о Прове смотри прошлый выпуск, посвящённый ваграм, которые хотя и входили в состав ободритов, достойны были отдельного рассмотрения. В 4-й же день мы уделили внимание святыням других ободритов.


4 — река Радегаст

Хотя Гельмольд ничего не сообщает о связи Живы (Siwa, то есть, может и Сива, но образ точно упоминается женского рода) и Ратцебурга, было бы странно, если бы её не почитали в стольном городе племени.

Тем более, что он был столицей довольно продолжительное время — так, уже за сто лет до Гельмольда Адам Бременский писал в "Деяниях архиепископов Гамбургской церкви" (II.21):

"полабы, и их город Ратцебург"

Уютный Ратцебург произвёл приятное и довольно сильное впечатление. Думаю, мы не смогли найти мест, где были святилища Живы; но то что её силы ещё здесь есть, у меня не вызвало сомнений. В сердце города мы посмотрели озеро, церковь (не древнюю) и центральную площадь.

Когда-то где-то здесь приносились даже и человеческие языческие жертвы, как писал Адам Бременский (III.51): "Монах Ансвер вместе со многими другими был побит камнями в Ратцебурге; их мученичество произошло 15 июля [Схолия 79: Говорят, что этот Ансвер, прежде чем принять мученичество, упросил язычников сначала побить камнями его спутников, ибо боялся, что они могут дрогнуть. Когда же они обрели венец мученичества, он, следуя примеру Стефана, радостно преклонил колени]"



5-6 — Шверинский замок и памятник великому Никлоту

Дальше — на восток. Здесь, почти ровно на полпути к Шверину находится небольшое поселение Гадебуш, неизвестное древним источникам о славянском язычестве. Но мы остановились здесь — по той причине, что посреди городка течёт река под названием Радегаст. Это — эпитет или даже имя одного из самых великих и почитаемых Божеств у полабов в широком смысле слова. И едва ли можно объяснить название реки как-то иначе, кроме как в связи с именем этого Бога, чьи ключевые земли нам лишь предстоит посетить.

Но.. даже когда мы по картам убедились, что приехали куда надо, я всё равно не мог поверить, что это та самая река. Вдоль водоёма с собачкой гуляла местная немка.

"Как называется эта река?"

— спросил её я по-английски.

"Радегаст"

— отвечала, ставя ударение на первый слог, немка.

Итак, всё же это та самая река. Но правильнее будет назвать её ручейком. Не составило бы труда перепрыгнуть её. То ли девять веков назад она была полноводнее, то ли с Божеством её связывало не величие. По моим ощущениям, сакральная сила в этих водах есть. Надо сказать также, что это был самый холодный водоём из посещённых нами на данный момент — я умываюсь в каждом значимом озере или реке. Видимо, воды Радегаста — во многом родниковые.

Следующий пункт — Шверин. Германия довольно странная страна в плане того ощущения, которые производят её города. Некоторые большущие города вызывают впечатления деревни, между тем как незначительные — величие. Так и со Шверином, городом не самым большим, но действительно подавляющим своим имперским блеском и пафосом. Великолепный, просто сказочный замок возвышается на острове посреди одноимённого городу озера. Когда-то эта крепость называлась Зверин, и в ней правил Никлот — человек, чьё имя, на мой взгляд, должно стоять в одном ряду со Святославом Игоревичем в плеяде великих славян-язычников. В 1147 году этот князь бодричей отразил организованный сливками западноевропейской армии крестовый поход, направленный против языческих земель полабов. Этот великий воитель так и не позволил пасть ободритской независимости и принципиально отказывал любым попыткам крещения себя и своего народа. Как и Святослав, он погиб в неравном бою; оставив род, который, крестившись, продолжил править Передней Померанией до 1918 года. Мекленбургский дом за эти века стал одной из наиболее значительных династий Европы. На упомянутой книге А. Пауля "Балтийские славяне" изображён конный памятник Никлоту с фасада Шверинского замка, воздвигнутый знатными потомками.

Завершающей точкой 4-го дня стал Дорф-Мекленбург. Адам Бременский называет его Магнополь, славянское название неизвестно, но возможно, "Велиград", то есть "большой город". Поразительно — но сегодня это лишь деревня. А ведь именно по этому поселению получила названия вся федеральная земля Мекленбург-Передняя Померания, где находится большинство "полабских мест" Германии. Здесь в быту сохранилось немало древности, восходящей к славянским временам. Одна из улиц стоит на крепостных валах, а некоторые дома — не музейные, жилые — увенчаны легендарными коньками. Для этого места нет свидетельств о язычестве — только военные сводки — но вычеркнуть его из списка посещения я не сумел. Когда мы возвращались к машине и немного заплутали вдруг подошедшая немка по-русски объяснила куда идти.

"Где вы выучили русский?"

— спросил я.

"О, я была учительницей русского в школе"

— с акцентом, но без грамматических ляпов отвечала она.

Рассуждая о том, какими были прежние правители, умевшие навязать русский далёким немцам, и каковы нынешние, в эпоху которых толпы никчёмных мигрантов, приезжающих в нашу страну, не удосуживаются выучить язык, среди которого они собираются жить и работать, мы отправились на ночёвку обратно в Шверин.


7 — "хроника Мекленбурга", которую ведут местные деревенские жители в формате вроде бронзовой стенгазеты


8 — жилой частный дом с коньками на крыше, на улице, проходящей по крепостным валам славянского городища


9 — на площади у церкви Мекленбурга

Часть 5

Поиск

Журнал Родноверие