1 — ворота поселения Гросс-Раден

Часть 4

День 5-й: Гросс-Раден, Росток.

Из Шверина направились в Гросс-Раден, он же — Радоним. Это — пожалуй, одно из самых репрезентативных и красочных мест в отношении славянских древностей. Здесь археологами было раскопано славянское городище языческой эпохи, и на основании его материалов, а также подобных точек (Пархим, Берен-Любхин, Ральсвик) было воссоздано поселение — каким оно могло быть 1000 лет назад.


2 — стилизованные современные сакральные изображения (не без фантазий и влияния картинных камней викингов)


3 — реконструкция внутреннего убранства дома (IX-X века)

Реконструкция Гросс-Радена пользуется огромным успехом — именно по его примеру неоязычники Красотынки и Вроцлава создали проекты своих храмов. Примерно так могли выглядеть Аркона и Редегост. Мы сделали сотню миллионов фото и видосов, потратив здесь много часов, но это того стоило.


4 — реконструкция постройки с глиняной стеной (большинство других — с деревянными)

Отметил прелюбопытный момент: в реконструкции храма было множество гнёзд ласточек, которые постоянно влетали и вылетали в святилище.

Вспомнилось упоминание в "Деяниях данов" об идоле Ругевита: прямо в храме "ласточки свили под его подбородком гнездо, из-за чего вся грудь этого истукана была покрыта помётом" (XIV.39.39)



5-7 — реконструкция храма Гросс-Раден снаружи и внутри

Даже в этой детали реконструкция получилась удачной. Конечно, помёт не красил идолы, но наличие священных птиц толковалось добрым знаком.


8 — ворота крепости Гросс-Раден, куда во время осады жители перемещались из деревни

Далее — Росток. Саксон Грамматик в "Деяниях данов" упоминает здесь без имени Божества уничтожение руянского святилища в ходе войн датского короля Вальдемара с руянами во второй половине XII в. ("Деяния данов", XIV.25.17).

Но больше Росток известен по таинственному Богу Гутдракко, упомянутому Арнольдом Любекским ("Славянская хроника", V.24): шверинский епископ Берно сначала "был вынужден даже приносить жертвы демонам. Однако, окрепнув с помощью Христовой, он искоренил идолопоклонство, вырубил священные рощи и вместо Гутдракко велел почитать епископа Годехарда"

В поисках Гутдракко мы посетили два возможных места этой священной рощи: в Гоорсторфе, не произведшем на меня никакого впечатления, и в районе Кессин, где на берегу реки Варнов ныне стоит живописная церковь как раз святого Годехарда. Это место меня "вштырило"; пришло, что малопонятное слово "Гутдракко" надо раскапывать через корень "дорогой", "драго[ценный]", и вообще, что в целом сообщению Арнольда надо верить. Отсюда мы двинулись в сторону Рюгена.


9 — плаваю на лодке-однодревке по рву городища


10 — церковь св. Годехарда в Кессине, Росток; вероятное место священной рощи Гутдракко

Фотки: 1-9 — Гросс-Раден.

Часть 6

Поиск

Журнал Родноверие