1 — Балтийская набережная Ральсвика недалеко от места древнего храма

Часть 6

День 7-й, часть 1-я: центр и юг Руяна — Ральсвик, Берген-на-Рюгене, Кореница/Гарц, Штральзунд

Из Ясмунда двинулись в центр Рюгена; и сначала заскочили в Ральсвик, древний город-порт. Это один из ключевых центров Полабья с точки зрения археологии: здесь были обнаружены ряд кладов, городище, и даже храм с оградой, который стал одним из прототипов реконструкции Гросс-Радена.

Но насколько мне известно, для туриста, интересующегося этой темой, в Ральсвике ничего не представлено. Поэтому полюбовавшись прекрасной набережной в месте, где примерно располагался храм, мы направились в Берген-на-Рюгене, нынешнюю столицу острова.

2-4 — у Менхштайна в стене Мариенкирхе в Бергене-на-Рюгене

Здесь в центре города стоит древняя церковь святой Марии — Мариенкирхе. На улице, слева от входа в неё, как и в церковь Альтенкирхена, в стену встроен камень, который немцы называют "Менхштайн" (нем. "камень монаха"). Он стилистически, размером и материалом очень похож на изваяние из Альтенкирхена, и как и тот, не произвёл на меня в отношении сакральном никакого впечатления — я не ощутил ничего языческого в нём. В отличие от Свантевитштайна он встроен вертикально, на уровне земли. Кто на нём изображён — неизвестно. Версия о нём как надгробии руянского князя Яромара мне кажется сомнительной.

Недалеко отсюда, буквально в минуте пешком, на Рыночной площади Бергена-ауф-Рюген в землю вкопан ещё один знаменитый камень, на котором в средневековье и новое время вершился суд. Впрочем, неизвестно ничего о возможной роли этого большого валуна в истории славянской культуры: это примечательность немецкой эпохи.


5 — валун на Рыночной площади Бергена-на-Рюгене

6-7 — в музее Бергена-на-Рюгене; 7 — слева точная копия дубового "Свентовита из Волина"

Ещё в нескольких минутах ходьбы отсюда — городской музей. Здесь представлены отдельные археологические и исторические памятники, включающие также творчество на тему многоликих Божеств славян. Музей достаточно интересный и продублированный в подписях по-польски.

Последней в нашей поездке точкой Рюгена стала легендарная святыня руян — город Кореница; второе по значимости святое место острова. Хотя некоторые учёные спорят с тем, что Кореницей был современный Гарц (выдвигается несколько версий), я вслед за большинством остальных посчитал, что именно здесь она и была. Саксон Грамматик посвятил Коренице немало текста в своих "Деяниях данов". В частности, он писал, что услышав о падении Арконы, Кореница сдалась без боя.

"Этот город со всех сторон окружён топями и болотами, через которые имеется только одна дорога" (XIV.39.36)

"Поселение было знаменито своими тремя необыкновенными святилищами, каждое из которых имело свой украшенный с большим искусством храм. Уважение и почёт, которые местные жители питали к этим своим богам, были почти такими же, как та власть, которой божество из Арконы обладало среди вообще всех склавов" (то есть славян, XIV.39.38)

"Самый большой из этих храмов находился в центре отведённой для него площади, при этом у обеих его частей вместо стен были пурпурные занавеси, а крыша опиралась на одни лишь столбы. <...> перед их взорами предстал сделанный из дуба идол, которого местные жители называли Ругиевид <...>. Ласточки свили под его подбородком гнездо, из-за чего вся грудь этого истукана была покрыта помётом. <...> у его головы было семь похожих на человеческие лиц, причём все они имели одно общее темя. Ещё же его создатель сделал так, что сбоку на поясе у этого истукана висело семь настоящих мечей в ножнах, тогда как обнажённый восьмой меч он держал в своей правой руке. <...> роста он был такого, что Абсалон, встав на цыпочки, едва смог дотянуться до его подбородка своим небольшим топориком" (XIV.39.39)

"Считалось, что этот бог могущественен, как Марс, и что от него зависит всё на войне" (XIV.39.40)

"Свергнув одного идола, сопровождавшие Абсалона не успокоились, и ещё большим усердием принялись за идол Поревида, которому поклонялись в соседнем храме. У этого бога было пять голов, он не имел оружия. Когда же срубили и его, они направились к храму Поренуция. Статуя этого идола имела пять лиц, одно из которых располагалось на его груди, при этом левой рукой он касался лба, а правой держался за подбородок. Этот идол также пал под ударами топоров людей понтифика" (XIV.39.41)

Местные жители, обещавшие креститься, не желали участвовать в уничтожении идолов:

"они утверждали, что боятся своих богов, которые в качестве наказания могут лишить их власти над теми членами своего тела, которыми они исполнят этот приказ" (об уничтожении истуканов, XIV.39.42)

"Не было, впрочем, ничего удивительного в том, что они боялись своих богов, если принять во внимание, сколько раз те наказывали их за распутство. Дело в том, что когда мужчины в этом городе вступали в любовную связь с женщинами, они, как это случается с собаками, обычно сцеплялись с ними так сильно, что, казалось, уже вовсе не могли от них оторваться" (XIV.39.43)

Вот почти всё, что известно о языческой Коренице. Сегодня Гарц — это маленький провинциальный городок, почти деревня, и когда по разным косвенным наводкам мы всё же нашли его крепостной вал, я был удивлён сразу несколькими моментами. Во-первых, крепостной вал, представлявший, как обычно у славян, круглую насыпь, был просто грандиозных размеров, учитывая, что последние работы проводились на нём не менее 850 лет назад. Во-вторых, нигде не было НИ ОДНОЙ подписи, что это такое, никаких стоек с информацией, никаких информационных стендов или музеев. Просто парк, где гуляли с собаками старики, а посреди — заросший деревьями громадный вал, в несколько раз превосходящий размерами аналогичный, например, в Гросс-Радене. Мы забрались наверх и засняли что там было — луг с изумрудной травкой и деревья вокруг. Мне было это очень странно: Аркона — туристический центр масштаба всей страны, а здесь, во второй по значимости святыне руян, не было ни единой подсказки туристам, ни одной попытки им помочь или на них заработать. Никаких построек, реконструкций, сведений о раскопках. Силы Богов здесь ощущаются, это сильное и красивое место.

Затем мы — признаться, с грустью — покинули Рюген, несомненно, самое прекрасное место из посещённых нами в Германии, как в отношении туристико-эстетическом, так и в отношении сакральном. Ах, эта Аркона.. Но надо было двигаться дальше. Попасть на машине на Рюген можно только через Штральзунд. По пути на остров мы не остановились здесь, но на обратном — потратили на его центр некоторое время. Это красивый и большой город, чем-то напоминающий Шверин.

О его славянских святынях известно очень мало:

"когда прошла зима, Вальдимар опять собрал поход и отправился к реингам [то есть руянам — О.В.]; они приплыли к Стрэле у священной рощи, что называется Бёку, всё там сожгли и сравняли с землёй, захватили людей и добро и вернулись с этим к кораблям" ("Сага о Кнютлингах", 121)

Итак, Буковая священная роща, принадлежащая руянам, находилась близ тогда славянского города Стрела, и она была сожжена датским королём Вальдемаром в 1160-х годах. Разумеется, сегодня трудно говорить о том, где она была точно, и какому Божеству была посвящена.


8 — в центре Штральзунда, бывшей Стрелы

9-10 — славянское городище в Гарце. Наверху и внизу (стела 19-20 века, посвящённая уж точно не славянской эпохе). Есть большая вероятность, что это всё, что осталось от Кореницы.

Часть 8

Поиск

Журнал Родноверие