1 Яровитштайн в церкви святого Петра в Вольгасте

Часть 7

День 7-й, часть 2-я: миссия Оттона Бамбергского — города на реке Пене

Из Штральзунда мы через Грайфсвальд приехали в Вольгаст. Этот город наряду с Арконой и Кореницей входит в небольшой список пунктов, хорошо известных в отношении славянских языческих древностей.


2 Яровитштайн в церкви святого Петра в Вольгасте

Из поселений, ныне находящихся на территории Германии (в 1120-х город принадлежал пограничью лютичей с поморянами) он описан, пожалуй, обстоятельнее всех из рассмотренных в "Житиях св. Оттона Бамбергского". Поскольку практически весь пост основывается на этом тексте-источнике, пока не переведённом на русский (хотя я в компании небольшого коллектива работаю над его первым полным академическим переводом), стоит сказать о нём несколько слов. В 1120-е годы немецкий католический миссионер — епископ Бамберга Оттон — совершил две поездки в земли лютичей и поморян. Его ключевой целью было крещение поморянских Щецина и Волина в современной Польше, но он также посетил ряд городов в нынешней Германии, принадлежащих лютичам. Это города на реке Пене, среди которых был и Вольгаст. Спустя несколько десятилетий после миссии Оттона выйдет три "Жития" его поздних современников: Прифлингенского монаха-анонима, Эбона и Херборда (все — XII века), причём каждое последующее вырастало в объёме, а также в числе недостоверных сведений.


3 — река Пена близ острова Шлос в Вольгасте


4 — ворота и церковь святой Марии в Узедоме

Вот что сообщается о Вольгасте. Узнав об успехе Оттона в обращении Щецина и Волина (те приняли христианство нехотя, лишь из-за угрозы в противном случае войны с Польшей), жрец Вольгаста, одев белоснежное одеяние Божества, вышел на опушку леса и обратился к местному жителю, идущему на рынок, и принявшему увиденного за Бога. Вкратце речь жреца от имени Бога сводилась к тому, что его покровительство вольгастцам завершится, если те не отвергнут Оттона, который скоро прибудет в город с проповедническими целями (Эбон, III.8; Херборд, III.4). И действительно, Оттон во главе группы сподвижников скоро явился в Вольгаст, принявший его крайне недружелюбно. В ходе одного из походов в город толпа была намерена напасть на пришельцев, но один из спутников Оттона, Теодерик, спасаясь от неё, зашёл в местный храм, где, среди прочего, висели атрибуты местного Божества. Теодерик схватил со стены украшенный золотом щит, принадлежащий Богу, и вышел на улицу, намереваясь защититься им от разъярённых вольгастцев.

"Как мы потом узнали, этот щит был посвящён ими своему богу Геровиту, который на латинском языке называется Марс, и они верили, что останутся победителями в любой битве, если он будет впереди них" (Херборд, III.6)

Местные жители не решились напасть на того, кто был охраняем щитом Яровита, и Теодерику удалось спастись и сбежать к своим.

Успехи миссии Оттона в Вольгасте описаны крайне поверхностно, что заставляет усомниться в них, тем более что по сообщению Гельмольда лишь примерно в 1150-1151 годах в ходе похода графа Гольштейна Адольфа II был разрушен храм Вольгаста: "отправились вместе в землю хижан и черезпенян и шли по неприятельской земле, уничтожая всё огнём и мечом. И разрушили знаменитое языческое святилище с идолами и другими заблуждениями" ("Славянская хроника", I.71)

Несколько походов к Вольгасту, согласно "Деяниям данов" и "Саге о Кнютлингах" в 1160-е годы совершал король Дании Вальдемар.

В центре современного Вольгаста стоит древняя церковь святого Петра, знаменитая ещё одним встроенным в стену камнем. Он несколько отличается от Альтенкирхенского "Свантевитштайна" и Бергенского "Менхштайна" по стилистике, материалу, и даже расположению: он находится не на внешней стороне стены церкви, а внутри, причём в основном зале. Конечно, есть теории, что на нём изображён Яровит, и называется он, как логично предположить, "Яровитштайн", но я не ощутил в нём никакой языческой силы. Отсюда мы прошли к уже превращающейся в устье реке Пене, куда, по романтическим представлениям немцев, попали камни, неудачно брошенные Свентовитом в эту самую церковь святого Петра.


5 — городские ворота Анклама


6 — река Пена в Анкламе

Далее мы отправились к городу Узедом, ещё одной важной точке маршрутов Оттона Бамбергского. Этот город, находящийся между Вольгастом, землями племени язычников укрян (не имевших, разумеется, ни малейшего отношения к украинцам; одно из полабских племён, входивших в союз лютичей) и Вольгастом, как ни странно, был по преимуществу христианским и до Оттона. Именно вече Узедома приняло решение о крещении других местных городов, хотя, разумеется, без большого восторга. Узедом весь окружён большими разливами, по дороге шёл мелкий дождик, и честно говоря, до посещения Толлензее (об этом в следующих постах) я счёл это место самым водным из всех увиденных. Здесь — красивый, но вполне типичный для местных городков центр с церковью (в данном случае — святой Марии) и воротами. О его языческих древностях источники ничего не донесли.

Далее наш маршрут лежал на запад по реке Пене. В Анкламе мы спустились под мост и я умылся в теплющей и чистой реке, давшей название племени черезпенян (лат. zirzipane) союза лютичей. Как и другие города на Пене, этот произвёл впечатление унылой нищеты (конечно, по немецким, а совсем не нашим меркам), которой и близко не было видно в городках Гольштейна, западного Мекленбурга и Рюгена.

Следующий город — Гюцков, или, в славянскую эпоху, Гостьков. Херборд в "Житии" сообщает, что "в этом городе был удивительной величины и красоты храм", и когда Оттон прибыл в город, который он, по решению вече должен был крестить, местные жители стали упрашивать его сохранить святилище, ведь они вложили в его недавнюю постройку много сил и средств. Оттон отказал им в этом и разрушил его (Херборд, III.7). Увы, авторы житий не сообщают, какому Божеству поклонялись в Гюцкове. Город много раз бывал разграблен и разрушен, о чём пишет, в частности, Саксон Грамматик.


7 — церковь святого Николая в Гюцкове, заложенная Оттоном Бамбергским


8 — стела у восточной стены собора Гюцкова с датой его закладки

Зато здесь в центре города мы обнаружили христианский храм святого Николая, который собственноручно заложил Оттон. Есть некоторая вероятность, что он воздвигнут на том же месте, где был храм язычников, тем более что само место произвело на меня довольно сильное и возвышенное впечатление. Близ церкви стоит стела, отмечающая 800-летие собора надписью "1128-1928", причём первая дата и означает год закладки собора Оттоном. С другой стороны храма находится фонтанчик, также посвящённый миссионеру.

Завершили день мы посещением Деммина, в пору Оттона Бамбергского — Дымин, ещё один городок лютичей на Пене. Этот древний город упоминал уже Адам Бременский, и он играл существенную роль у племени лютичей в XI-XII веках. "Жития" Оттона мало сообщают о местных верованиях, говоря лишь, что в ту пору здесь господствовало язычество, по всей вероятности, сохранившееся и позднее, поскольку город впоследствии не раз становился жертвой походов, например, саксонцев ("Деяния данов", XIV.30.6 и т.д.), а миссионерские успехи Оттона тут описаны очень поверхностно (Прифлингенец, III.4).


9 — фонтан в честь Оттона Бамбергского у церкви в Гюцкове: здесь написано по-немецки "епископ Оттон Бамбергский, 1061-1139"


10 — церковь святого Варфоломея в Деммине

Часть 9

Поиск

Журнал Родноверие