1 — многократно уменьшенная стилизованная копия Фишеринзельского идола в музее Нойбранденбурга — больше там по теме пока ничего не посмотреть

Часть 8

День 8-й: в поисках Редегоста по берегу Толлензе — Нойбранденбург, Фишеринзель и Вустров, Прильвиц

Хотя во второй половине XII века самой значительной святыней полабского мира была, бесспорно, Аркона племени руян — за век до того и более, в XI веке — не менее, а может и более значимой была другая. Уже в первые два десятилетия XI в. в источниках появляется название этого города и имя его главного Божества.


2 — вид на озеро Толлензе и остров Фишеринзель (в центре)

Речь идёт о городе Редегосте, принадлежавшему союзу лютичей, и его Боге Сварожиче (Zuarasici). Приведу фрагмент из "Хроники" (1018 год) Титмара Мерзебургского, первого автора, подробно остановившегося на этом вопросе: "есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот; со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и свято почитаемый местными жителями. Двое из этих ворот открыты для всех входящих; третьи же, обращённые на восток и самые маленькие, открывают дорогу к лежащему неподалёку морю, весьма страшному на вид. В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич; все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости" (VI.23). Далее описываются обычаи отношения к жрецам, их гадания при помощи жребия и коня, таинственный миф славян о появлении из вод моря вепря с белоснежными клыками, и о кровавых жертвоприношениях Сварожичу (VI.24-25). Сразу отмечу, что Титмар очень плохо знал земли лютичей, и без сомнения, никогда не бывал в Редегосте. Сообщение о подписях идолов единично и не подтверждается больше ни одним полабским источником — в отличие от описания самого города, знамён, жребия и гадания при помощи коня. Отмечу, что в цитатах о море речь идёт не о Балтике — имеется в виду какое-то большое озеро: земли племени редариев союза лютичей не имели выхода к морю. Почему я говорю "какое-то"? А потому, что точное местоположение Редегоста сегодня — неизвестно.


3 — на въезде в Прильвиц

Спустя более чем полвека крайне склонный к неточностям Адам Бременский, ещё хуже Титмара разбирающийся в реалиях полабского мира, пишет о том же самом: одно из племён лютичей:

"ратари; город их, знаменитая на весь мир Ретра, является центром идолопоклонства. Большой храм построен там для демонов, главным из которых считается Редегост" ("Деяния архиепископов гамбургской церкви", II.21)

Здесь название города превращается в имя Бога, а сам город именуется, вероятно, германским названием Ретра.

Можно было бы легко обвинить Адама в неточности, благо у него их много, но спустя ещё столетие куда более надёжный Гельмольд из Босау повторит скорее вслед за Адамом, чем за Титмаром: у ратарей "город повсюду известен, Ретра, центр идолопоклонства. Здесь выстроен большой храм для богов. Главный из них — Редегаст" ("Славянская хроника", I.2)

4-5 — на пристани озера Липс в Прильвице

В главе I.21 Гельмольд описывает войну среди лютического союза из-за Редегоста. Можно обосновать следующий аргумент: хотя Гельмольд блестяще знал бодричей и других западных полабов, его сведения о лютичах значительно уступают в надёжности; однажды он даже перепутал Вольгаст лютичей с Волином поморян. Однако я не стал бы настаивать на этом. Моё мнение следующее — хотите принимайте, а хотите нет: город назывался по-славянски Редегост, а у германцев — Ретра (по имени ратарей-редариев). Его Божеством был Сварожич, но одним из его эпитетов, возможно, приобретающий всё большее значение с десятилетиями, был Редегост; таким образом эпитет совпадал с названием города.

Редарии жили в районе озера Толлензе, которому и был посвящён данный день поездки. Видимо, это огромное озеро и называл морем Титмар. Вначале мы прибыли в Нойбранденбург, большой и значительный город на севере озера. Здесь в местном музее нас ждал первый — и как выяснилось далее — последний в ходе поездки облом. Я планировал посмотреть в местном музее знаменитый Фишеринзельский идол из дуба с двумя головами, который Рыбаков с присущей ему нелепостью назвал "Рожаницами". Но когда мы пробежались по всем уголкам музея, не обнаружив идол, местные сотрудники, не понимающие по-английски, еле смогли донести до нас идею, что идол был перенесён в новое здание, экспозиция которого откроется только в следующем году. Рассерженный на Нойбранденбург, подаривший мне фотографии лишь крошечного макета этого идола, я решил двигаться дальше — посмотреть хотя бы на сам остров Фишеринзель, который находился в юго-западной части озера. Для этого мы доехали до деревни Вустров (славянское "Остров") поблизости. Это место стало самым сырым и одним из самых глухих, куда мы добирались за всю поездку. Пока мы продирались через лесную дорожку к озеру, испугали огромную птицу — то ли цаплю, то ли аиста. Мы еле нашли место, с которого было видно Фишеринзель, я умылся в тёплых водах Толлензе. Это озеро — довольно сильное место, хотя с Арконой далеко не сравнится. Впрочем, возможно это потому, что Аркона точно локализована, а Редегост..

Завершающим пунктом этого дня стал Прильвиц. Эта деревня находится не на Толлензе, а у озера Липс — совсем рядом с Толлензе. Она знаменита не только как претендент на место легендарной Ретры, но и тем, что в XVIII веке местный житель, ювелир Шпонхольц, представил на суд общественности якобы найденные им в собственном саду здесь статуэтки — Прильвицкие идолы, известные также как "сокровища Ретры". Эти нелепые фигурки в ту некритичную эпоху были восприняты как древние славянские идолы Ретры, специально погребённые жрецами в земле в тяжёлую годину. На Прильвицких идолах были рунами, похожие на германские, вырезаны подписи — имена мифологических персонажей, названия городов (Аркона, Ретра и т.д.) и т.д.; именно в этих подписях на свет впервые явился псевдо-бог Числобог, впоследствии развитый в различных "ведах" авторства Асова и Хиневича 1990-х годов. Но спустя несколько десятилетий было безоговорочно доказано, что Прильвицкие идолы — современные подделки, а изготовителем их был сам Шпонхольц. Прильвицкие идолы в некотором количестве тоже должны были быть в музее Нойбранденбурга, но повторюсь, пока все эти экспозиции недоступны даже в виде копии. Оригиналы же их хранятся в Шверине, о чём можно узнать по фильму "Предки наших предков. Балтийские славяне. Тайна прильвицких идолов" и специальной литературе.

Сегодня Прильвиц имеет выход на очень, очень живописную пристань на озере Липс, с которой открываются чудесные виды на озеро, лес вокруг и остров недалеко от берега, где живут большие водные дикие птицы. У самой пристани купает свои ветви огромный старинный дуб. Вряд ли Редегост был здесь; но это место подарило нам настоящее наслаждение своими видами бывших лютических владений.

На пути "домой" в Берлин проскочили Нойштрелиц, знаменитый другой подделкой — двумя камнями с якобы древнеславянскими рунами и рисунками "божеств" в стиле Прильвицких, местонахождение которых сегодня является для меня и Андрея Пауля загадкой.


6 — туристический стенд у набережной в Прильвице с картой острова Фишеринзель, озера Толлензе и Липс, а также фото Фишеринзельского идола


7 — водонапорная башня Strelitz-Alt в Нойштрелице недалеко от озера с говорящим названием Требовер

Часть 10

Поиск

Журнал Родноверие