После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится в ночь на 7 июля. Некоторые все же отмечают по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — 23-24 июня, как праздник летнего солнцеворота. Продолжаем публикацию репортажа с этого праздника от нашего автора.

… Но пока все собираются, хочу рассказать про славянского бога Купалу. Купалу называют любовным, чистоплотным, радостным. В самом его имени заложено — вкупе искупать и опалить. В нём ощущается купание, слышите – купель? Ему созвучны и применимы такие понятия как купа – кипа, копа, куча; купина – большой сбор, ведь это праздник, на который собирается много народа. В других славянских странах этот праздник носит название "собутка", что несёт в себе тот же смысл. Место большого скопления людей – скопища, называется капище. В это время зерно скупляется в колосья, набирает, накапливает энергию. А юноши и девушки совокупляются, чтобы любовным порывом помочь плодородию Земли. По народной молве, дети, зачатые в Купальскую ночь, рождаются здоровыми, красивыми и добрыми. Наверное, поэтому в местных говорах купавый – белый, чистый (сиб); купава – пышная, гордая красава (пск, твр). Купъ = купь – вместе; купьно – вообще, вместе, вместе с тем; купля – совокупление. Может быть потому, что раньше договор при торге подтверждало совокупление рук рукопожатием (ударяли по рукам), или торговец сначала собирал, скуплял товар, чтобы затем продавать, но в торговых отношениях закрепились такие понятия, как купить, покупка, купец. Причём слово «купец» скорее относилось к покупателю, нежели к продавцу.

Возможно это не очевидно, но Купала вобрал в своё имя 2 корня: куп и пал. В древних русских словах сдвоенные согласные могли соединиться в единый звук. Пал – палить, пылать. Это не огонь вообще, но пламя пылкое, опаляющее, дающее запал, но не сжигающее дотла. И поэтому на Купалу запаляют костры и скатывают горящие колёса с горы в воду. Вообще-то, индоевропейский корень kup- имеет значение кипеть, вскипать, что происходит, когда соединяются две стихии: вода и огонь. Другое значение этого корня – страстно желать. Скорее всего, римский Купидон не только носит созвучное Купале имя, но и является ближайшим его родственником.

Ну вот, радарь и хозяйка праздника встречают всех участников, омывают им лицо, руки и ноги водой, озвучивают позвоночник ударом бубна и отправляют сквозь занавешанные крапивой ворота на вершину Черепахи. Черепаха – это самая высокая на этом участке скала, похожая на панцирь, рядом с которой лежит здоровый валун, напоминающий слегка повёрнутую и приподнятую голову черепахи. Именно здесь сооружено устройство для возжигания огня. И отсюда тайной тропой возжжённый совместными усилиями огонь факелами перенесён на поляну, окружённую деревянными свечами.

Огневики зажигают свечи и с 4-х сторон поджигают купалец. Огонь спиралью возносится в небо, создавая живописные образы – это и драконы, и чьи-то лица, и вознесённые к небу руки. Жар отринул участников к краю поляны, опалая их лица и рассыпая округ горящие искры. Бубен и хороводницы не дают стоять на месте, хоровод с песнями, восславляя Род, Природу и Купалу плавно трогается посолонь. Хоровод начинает змейкой ходить по поляне, то переплетаясь, то расправляясь. Затем, разбившись по парам, создаёт плывущие берега, между которыми протекает ручеёк, образуемый обеспаренными хороводниками. Они ищут себе пару, а находя, увлекают за собой, чтобы в конце сделать следующую арочку. И так бесконечно течёт ручеёк, а хороводники то спариваются, то распарываются.

Тут радарь разделяет хоровод на мужчин и женщин – женщины змейкой утекли далее, а мужчины встают парами друг против друга и сплетают руки так, чтобы образовался крепкий и надёжный мост. А тут и девицы подтягиваются и по очереди-то на мост запрыгивают, кто грудью, а кто и спиной. Сильные мужские руки раскачивают и подкидывают девиц, потихонечку пропихивая по мосту. И пошёл колос на ниву! Одна, вторая, третья, все смеются, хорошо!

Хорошо закреплена кострома. Держит её прочно купалец. Но и огонь не спит – перегорело основание, наклонилась кострома и осчастливила одного из участников праздника. А его, ошарашенного, хватают и давай подбрасывать в небо, чтобы счастье было полным.

Это сигнал – теперь можно и через костёр прыгать. Сначала сильные да ловкие – огонь ещё могуч и широк. Но далее вливаются и остальные. Девушки с парнями проверяют через прыжок отношения на прочность. Детишек и тех кто послабее мужи опытные берут за руки с двух сторон и помогают через огонь перепрыгнуть. А бабы почтенные, богини домашнего очага, свой хоровод сотворили: взявшись за руки то приблизятся к жару огня, то разойдутся – всем надо огненное палево почувствовать.

Подбросили в огонь и хворосту, и лапника, и папоротника, но слабеет огонь. Пора колесо возжигать, да в воду спускать. Радарь колесо запаляет, вокруг костра трижды обносит и по тропе на возвышенность несёт, чтобы в воду его запустить – «Колесо, гори-катись, с летом красным воротись!». А зажжённая от колеса стрела, пущенная ловкой рукой, долетает до чудо-острова, который запаляется яркими фейерверками. И все участники праздника за колесом и стрелой устремляются к чудо-острову, чтобы отведать там угощение и омыться в прохладной ночной воде. А кто не любит купаться в купальскую ночь, того бойкие парни с радостью обольют святой водой из ведра – не обессудьте за подмоченную одёжу – праздник!

Единое действо завершено, но не закончился праздник. Отчаянные тайно потекли в лес за цветком папоротника. Никто не должен знать куда, когда и с кем ты ушёл искать этот загадочный цветок.

Кому не хватило жару, пошли подкладывать дров для углехождения, любители музыки пошли готовиться к выступлению, девушки пошли совершать старинный обряд запуска свечей в венках «на тот бережёчек, где живёт дружочек». Уставшие пошли спать, а самые стойкие – к праздничному столу.

Великий подвиг совершает «Музыкальная АРТЕЛЬ» (руководитель Ю.И.Майков), привозя на Купалу грузовик аппаратуры и организуя концерт под открытым небом, исполняя песни собственного сочинения на календарные темы. Это является грандиозным жертвоприношением богам, потому что именно боги являются самыми первыми слушателями этого замечательного концерта.

Традиционным на Купалу стало углехождение. Стремимся к тому, чтобы дорожка была как можно длиннее. Углехождение – это преодоление внутреннего страха. Когда человек настроен и спокоен внутри – никакие угли не обожгут его ноги. Но преодолеть, победить этот страх тяжело. Не многие решаются ступить на угли, а из тех, кто решается многие бегут как зайцы, гоня свой страх перед собой. Но с каждым разом я верю – они пройдут и скажут: «Я сделал это!».

Куклу Купаленку женщины защищали уже из последних сил. Но она должна быть разорвана и разбросана по полю. Это не акт вандализма, а обряд плодородия.

Восход Солнца встретить не удалось – тучи заволокли небо, и начал накрапывать мелкий дождик. Дождь на Купалу – хороший знак – к урожаю.

Уже с восхода народ начал разъезжаться. Праздник праздником, а дела земные не дают расслабиться. Но нельзя спешить выйти из праздника – он должен войти в тебя и угнездиться. Позвольте празднику это сделать, и он сделает Вас сильнее.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие