Но возможны и более неожиданные варианты: «Редкий вариант “звезды” был зафиксирован этнографами в станице Ахметовская Лабинского р-на Краснодарского края: когда ходили на святки “рождествовать”, то брали большую тыкву, удаляли из нее мякоть, делали прорези-глазницы и рот, вставляли в тыкву зажженную свечу и с этой светящейся в ночи “головой” (которую называли “звезда”) ходили по домам» [Виноградова 2000, 36].
В данном случае светильник заменяет «звезду», используемую при колядовании (она символизирует вифлеемскую звезду, вспыхнувшую при рождении Иисуса Христа). Видимо, первоначально в местности был известен именно «чудовищный» светильник, но со временем этот образ перенесся на другое обрядовое действие, которое осуществляется также в Святки. Показательно и свидетельство из Брагинского р-на Гомельской обл., в котором тыква-светильник и «звезда» упоминаются раздельно, но буквально на соседних строках сообщения:
«Нараджалхся, хто чым. Мужчыны хадз1Л1 са звяздой, а жэншчыны спя вал i пад акном. <...> Яшчэ гарбуз выразалк вочы, зубы. I за- пальвалi свечку. Так эта перад Новым годам з трынаццатага па чатырнаццата- га. Свечку у гарбуз, тады i вочы, i рот ввдныя» [Народная культура 2007, 22].
Тыква-светильник персонифициру¬ется крайне редко. Например, в д. Михайлово Нижегородской обл. ее назы¬вают «страшной масленицей» («глаза горят, изо рта пламя вырывается») [Корепова 2009, 219]. Редкий случай персонификации образа, созданного с помощью тыквы, зафиксирован в Киевской губ.: «В день Семена Лето- проводца (1. IX) “женили Семена”, роль жены исполняла поставленная на праздничный стол пустая тыква с прорезанными глазами, носом и ртом» [Чёха 2012, 337].
Тыквы нередко становились элементом различных антропоморфных и зооморфных фигур, используемых в календарных обрядах1. О сопоставлении головы с тыквой красноречиво говорит.
1 Например, у южных славян в масленичных обрядах использовалась «большая, иногда в рост человека кукла, набитая соломой и тряпьем, с головой из большой тыквы или глиняного горшка» [Календарные обычаи 1977, 247]. Также см. запись 1984 г. из Ровенской обл.: «Серым конем ра(я)дилися. Один [изображал коня]. Шоб хвост быу у коня, то брали вытертый лён на мялку. Голову робилы з длинного гарбуза. И зубы вы I резалы, и вочы» [Ивлева 2004, 91]. Болгарская загадка: «Тыква с семью дырками» (ответ — голова) [Славянский фольклор 1987, 106].
Если раньше запугивание тыквой с горящими глазами встраивалось в традиционную календарную обрядность, то со временем это стало просто молодежной забавой, бытующей исключительно ради развлечения. Так, О. Воропай в книге, впервые изданной в 1958 г., опубликовал рассказ о запугивании детей светильником из тыквы. Оно про¬исходит во время созревания тыкв на Украине, то есть никак не связано со Святками:
«Коли дозрхють гарбузи, то хлоп- щ роблять 1з гарбуза опудало: зрхзують вершок, вичищають середину, прорхзу-ють ножем очх, нхс, здоровенного рота. В нос настромляють паличок i вихо- дить, шби це опудало вишкрюе зуби, а в середину запалену стачку. Темного осшнього вечора которийсь хлопчак бере таке опудало i йде туди, де бавлтьс дуги. Пвдкрадаеться й виставляе з-за плоту гарбуза з запаленною стачкою. Дтти, несподХвано побачивши в темряга велик вогняш (di та величезну пащеку з вишйренними зубами, — ля- каються i з криком розбшаються геть» [Воропай 1993, 460]2.
Информантка 1926 г. р. из Владимирской обл., рассказывая о запускании тыквы-светильника в виде змея, пытается сделать календарную привязку («больше осенью делали»), но это звучит неуверенно: «Змея мы пускали, привязывали тыкву пустую, и там свечка. В ночь. Она лётает и сверкает. Сами делали змея и запускали. Катушку брали черной нитки десяти, толстую всё же, и вот привязывать и запускаешь. <...> Это когда хошь, но больше осенью длали. <Соб.: И люди пугались этого?> Да нет, это забава» (Зап. от Анаста 2 Перевод: «Как дозреют тыквы, парни делают из тыквы пугало: срезают вершину, вычищают середину, прорезают ножом глаза, нос, большой рот. <...> В середину вставляют горящую свечу. Темным осенним вечером парнишка берет такое пугало и идет туда, где играют дети. Подкрадывается и выставляет тыкву с зажженной свечкой. Дети, неожиданно увидевшие в темноте огромные огненные глаза и пасть с выщербленными зубами, пугаются и с криком разбегаются прочь». сии Степановны Локалиной, 1926 г. р., с. Борисово, Муромский р-н, Владимирская обл. Соб. И. Н. Райкова. 2003 г.) [ГРЦРФ; МГПУ].
Наконец, в следующих эпизодах о календарном значении речи вообще не идет:
«Муж рассказывал. Они ходили в школу далеко, за реку. Ходили каждый день, и с девчонками вместе. И говорит:
“Мы отстали от девчонок нарочно”. Они (девчонки. — Соб.) что-то на них наябедничали, и они (мальчишки. — Соб.) решили отомстить. Они взяли тыкву, сделали глаза, поставили туда свечку и поставили на пенек. <...> Вот они (девчонки. — Соб.) идут, а глаза горят, а внизу простынь. Так они с криком в эту Матвеевку побежали» (Зап. от Марии Ивановны Горелкиной, 1967 г. р., д. Матвеевка, Селивановский р-н, Владимирская обл. Соб. В. Е. Добровольская. 2007 г.) [ГРЦРФ].
«У нас одна <...> девушкой была — любительницей уж очень вот эти дела делать. Мы гуляли вот здесь вот у нас в конце, гуляли — много-то вот нас молодежи было: и мальчишки, и девчата — все тут! Вот, гуляли хорошо. Одни были ворота открыты, еще поздно, ночь глу¬хая была, а ворота были открыты у них, гуляли. И вдруг от кладбища идет высокое-высокое... и вот так значит, типа головы., рот, не знаю чего там, вроде как и зубы там такие сверху-то. И вот идёт с кладбища-то, руками вот так вот. в белом всё, в белом. <...> Как только забежали — не знаю! Вот, и оказалось, она одна шла прям с самого кладбища и не боялася! Сделала тыкву и вот и этим обвязала как раз — и руками шла поддерживала. А эти места сделала — палки привязала. Как угораздило — не знаю! И вот шла такая-то. А здесь дырку вырезала — типа зубы и там свечку вставила — огонек. Такие вот чудеса были!» (Зап. от Раисы Петровны Медведевой, 1933 г. р., с. Гавриловское, Суздальский р-н, Владимирская обл. Соб. А. А. Ко- стикина, Ф. А. Ордынец, П. Райков. 2006 г.) [ГРЦРФ; МГПУ].
Также в нашей коллекции есть два рассказа о том, как тыквы-светильники вырезали дети в пионерских лагерях, чтобы пугать девочек после отбоя. В одном из случаев информант (1971 г. р.) отметил, что слышал о таком способе от более старших пионеров.
Однако надо отметить, что даже во второй половине XX в. дети, изготавливающие тыкву-светильник исключительно ради шутки, иногда опирались на информацию этнографического характера: «Про тыкву-светильник мне рассказывала бабушка, они в детстве, на Украине (Полтавская обл. — Соб.), это делали. Так что когда начались всякие фильмы, там про Хеллоуин, я это уже знал. Так вот, мы с Витей решили испугать девочек, которые должны, были поздно вечером проходить мимо нашей дачи. Девочки были года на три постарше, одна из них мне нравилась. И вот мы достали тыкву, вырезали в ней глаза, рот, нос и стали ждать в кустах. А девчонки-то были постарше нас. И поэтому повели себя иначе, чем мы ожидали. Одна закричала: “О, да нас “О, да нас кто-то пугает!”. Затопала так ногами, закричала: “У-у-у!” И получилось, что это не мы ее испугали, а она нас» (Зап. от Сергея Евгеньевича Селиверстова, 1961 г. р., Москва. Соб. Д. В. Громов. 2001 г.) [ЛА ДГ].
Наблюдается сходство не только основного объекта славянских обрядов и Хэллоуина3, но и календарного контекста действий с ним.
1. Хэллоуин, как мы знаем, происходит в начале зимы. Славянские обряды большей частью приурочены к Святкам (середина зимы).
2. И Хэллоуин, и святочные обряды включают карнавальное ряженье участников, имеющее мифологическое объяснение: Хэллоуин предполагает активизацию нечистой силы; ее и изображают участники праздника, переодеваясь в карнавальную одежду. Святки также предполагают активизацию нечистой 3 В данной статье мы не ставили перед собой задачи поиска тыкв-светильников в традициях разных народов, ограничившись сопоставлением славянского фольклора и традиции современного Хэллоуина. В то же время народные обычаи такого рода существуют и в других странах. Так, в Швейцарии 16 ноября «вечером носили долбленые тыквы, внутри которых были вставлены зажженные свечи. На стенках тыкв делали прорез в виде черепа и астральных знаков, светившихся в темноте» [Календарные обычаи 1978, 162]. силы [Виноградова 2009, 585—586], и ряженье часто рассматривается как инсценировка этого мифологического действия [Морозов 1993, 174].
3. Совпадают и обрядовые действия, совершаемые празднующими. Участники Хэллоуина, наряженные в маскарадные костюмы, ходят от дома к дому, выпрашивая сладости (этот процесс описывается термином trick-or-treat). Святочные ряженые колядуют — ходят по дворам и, исполняя песни, выпрашивают угощение (если угощение не дают, могут в шутку похулиганить).
Чем же объясняется наличие на двух полушариях Земли одного и того же образа, используемого в сходных контекстах? Попытаемся объяснить это разными путями.
Версия 1. Наличие общих корней и соответственно мифообразов. Славяне и кельтские народы Британии, у которых и зародился Хэллоуин, относятся к общей группе индоевропейских народов. Поэтому у них действительно встречаются сходные мифологические воззрения. Однако предполагать общие архаические корни такого, в общем-то, частного явления, как тыква-светильник, представляется неправомерным. Тем более что фактов в пользу этой версии явно недостаточно.
С одной стороны, несмотря на материалы, приведенные в статье, данных об изготовлении святочной тыквы-светильника все-таки мало. Напомним, что самое старое упоминание относится к чешскому изданию 1850 г. (День Святой Барбары), а прочие материалы отражают события ХХ в. Вряд ли этого достаточно, чтобы уверенно говорить о глубокой архаике образа.
С другой стороны, как мы уже говорили, Хэллоуин в его современном виде сформировался совсем недавно. Западные исследования говорят о том, что обычай надевать маскарадные костюмы и носить с собой «светильник Джека» при обходе дворов в ночь с 31 октября на 1 ноября появился только на рубеже XIX и XX вв. [Bannatyne 1998, 44]. В Европе «светильники Джека» изготовлялись из брюквы или репы, тыква стала использоваться уже в США [Oxford 2007, 269]. Обычай изготовлять 6 такие светильники в честь окончания полевого сезона фиксировался в США начиная примерно с 1830-х гг., постепенно всё более ассоциируясь с Хэллоуином [Rogers 2002; Morton 2003].
Версия 2. Заимствование. Это наиболее простое объяснение также представляется бездоказательным. Конечно, можно предположить, что эмигранты-славяне занесли святочный обычай изготовления тыкв-светильников в Новый свет, и там он оказал влияние на празднование Хэллоуина. Однако говорить об этом уверенно можно было бы, только основываясь на фактах. Об обратном влиянии — из США в Восточную Европу — можно говорить только относительно конца ХХ в.
Версия 3. Влияние общих объективных условий. Более вероятной представляется нам именно эта версия: демонический образ тыквы-светильника возник на двух сторонах земного шара независимо друг от друга, будучи обусловленным потребностями в ритуалах и условиями их проведения.
Во-первых, мифологизированные представления о годичном круге времени создают сходные для разных народов календарные поверья и обряды. В данном случае это поверья о разгуле нечистой силы силы в начале зимы (Хэллоуин) или во время максимально длинной ночи (Святки). И в том, и в другом случае нечисть активизируется в момент ослабления жизненных сил природы, усиления зимы и смерти. Сходство мифологических представлений и ритуальных систем усиливается и общим происхождением народов индоевропейского корня.
Во-вторых, календарно-ритуальные практики, связанные с зимним «разгулом нечисти», обусловлены наличием социально-возрастных групп, охотно включающихся в такие практики, — детей, подростков и молодежи.
Ритуализированное асоциальное поведение симпатично молодежи ввиду ее психолого-возрастных особенностей — склонности к совместному времяпрепровождению, к экстремальному поведению, к игровой деятельности, к повышенной эмоциональности переживания и др.
В-третьих, возникновение сходных объектов (в данном случае светильника из тыквы) обусловлено прагматически. Тыквы как материал для светильников практичны и дешевы. Они долго не портятся, сохраняются до зимы, когда появляется потребность в их обрядовом использовании. Тыквы легко обрабатываются, они объемны и при освещении изнутри выглядят эффектно.
В-четвертых, сходство образов и ритуальных действий может быть обусловлено их несложностью. Люди на разных концах земного шара в принципе могут придумать нечто простое независимо друг от друга. Особенно в случаях, если это обусловлено сходством мифологических представлений, календарных систем, социально-возрастных потребностей, климатических условий и т. д.
Литература
Виноградова 2000 — Виноградова Л. Н. Рождественская звезда как ритуальный сим¬вол // Живая старина. 2000. № 4. С. 35—37.
Виноградова 2009 — Виноградова Л. Н, Плотникова А. А. Святки // Славянские древности: в 5 т. Т. 4. М., 2009. С. 585—586.
Воропай 1993 — Воропай О. Звича! нашо- го народу. К., 1993.
Ивлева 2004 — Представления восточных славян о нечистой силе и контактах с ней: Материалы полевой и архивной коллекции Л. М. Ивлевой. СПб., 2004.
Календарные обычаи 1977 — Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. Конец XIX — начало XX в. М., 1977.
Календарные обычаи 1978 — Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Летне-осенние праздники. М., 1978. И т.д (смотри приложение !)
Источник
хэллоуин и святки: две судьбы одной тыквы
Громов Дмитрий Вячеславович 1,
Гасанов Богумил
1 Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
Тип: статья в журнале — научная статья
Язык: русский
Номер: 1 (53) Год: 2014 Страницы:
151-157
УДК: 392
Журнал: традиционная культура
Издательство: Центр культурных стратегий и проектного управления
(Москва) ISSN: 2410-6658