Шутливый сказ в духе народного театра.
Давным-давно, когда ещё по земле не ступала нога самого волхва Велеслава, тогда уже существовала деревня Жмырь. И по сей день эта деревня существует, и перед самим въездом в эту деревню стоит вековое, разлапистое, исполинское древо. Говорят, что на месте этого древа, поставили чур первого волхва, но чур каким-то образом дал росток, и из этого ростка и выросло дерево. Так оно было или нет, судить тем кто был там. Но жмыровцы утверждают, что возле этого древа зачастую видят дух того самого первого волхва! Правда никто не помнит, как звали того первого волхва. Одни всё же утверждают, что его звали Велеславом. А другие, что того самого знаменитого волхва Велеслава как раз нарекли в честь того самого первого волхва, оттого второй – знаменитый волхв Велеслав, знаменит. Но так оно или не так, судить самим Богам. И можно с точностью утверждать, что самый первый волхв появился так, как и рассказывают жмыровцы и потомки первого волхва. Ведь эти самые жмыровцы люди весьма честные, и брехать не будут. Так уже утверждают те, кто видел хоть одного жмыровца. А было так:
Давным-давно в деревне Жмырь, жил человек честный, как и все. У этого человека было трое сыновей и трое дочек. И этот самый человек любил жизнь всем своим сердцем. И он был убеждён, что Боги дают благо самым сильным, упорным и честным людям. Жизнь свою прожил этот человек в достатке, женил своих сыновей, выдал хорошо всех своих дочек. Пережил собственную супругу, дожил до внуков. И как было завещано традицией, уйти он должен был сам, дабы дать душам родичам вновь возродится, да не проживать век молодых. Но уж очень он любил жизнь, нет, он не боялся смерти, но чувствовал что время его ещё не пришло. Хотя родственники уже нехорошо косились на старика который упорно хочет жить. И как-то в ночь, приснилось старику, что пришли его сыновья и задушили, по традиции. Проснулся старик ночью и не раздумывая, как это и должно было произойти, собрал котомку вещей, немного хлеба и ушёл. Ушёл этот старик в лес, он знал что Боги даже в такой момент его жизни не покинут. Ведь Боги любят упорных, сильных людей. А лес это владение уже не людей. В лесу свои законы, такие, каким этот старик следовал всю свою жизнь.
Родственники, завидев что старика не стало конечно даже не стали его искать, ушёл старик так оно и добро, Боги его может уже прибрали в свой чертог. Прошло несколько лет, и о без вести пропавшем старике никто не слышал, только родственники вспоминали старика в дни поминовения предков. Но однажды так случилось, что один из молодых охотников ушёл дальше в лес чем следовало, и плутал тот много дней, пока не наткнулся на большую берлогу, в которой жил старец. Завидев старца молодой охотник начал шептать заговор от мороков, но убедившись что старец не морок юноша взбодрился.
- Здравствуйте дедушка, — с поклоном приветствовал старца юноша.
- И шеше шауше, — ответил старец, потирая ручками свою длинную бороду и улыбаясь во весь рот, вот тут конечно стоит отметить, что зубов у старца почти не было. Одинокие зубы виднелись как островки последнего снега в середине весны.
Молодой охотник, открыв рот чуть не заорал от страха перед тем, что возможно этот старец его проклинает. Ведь он слышал как его собственная бабка проклинает иногда соседок таким шипящими слогами. Но старец улыбался и размахивая руками указывал на берлогу и говорил: иши очьхйеушя, учищя оещь.
На самом деле старец был безумно рад, что встретил молодого охотника и хотел с ним поговорить, узнать о деревне, как там его родня. Но старик видно уже по летам плохо слышал, и не обращал внимания на то, что сам говорит. А говорил старец молодому охотнику «иди отогрейся, супчика поешь». И ненужно было никаких переводов, нужны были старику зубы. Но зубы вещь очень редкая в глубокой старости.
Старец всё же накормил гостя, а гость не сбежал после первой ночи. Прошло пару дней и юноша понял что старец туговат на ухо. И начал том громко рассказывать про свою деревню Жмырь. При слове «жмырь» старик улыбался, кивал. Но через ещё какое-то время юноше надоело общество беззубого старца, а старцу начал наскучивать этот орущий юноша. И в один из дней старец повёл юношу обратно к деревне Жмырь. Точнее старец вывел юношу на дорогу, указал в какую сторону тому идти, всучил ему в руки бересту с запиской к родне. И был таков.
Молодой юноша пришёл обратно в деревню. А так как его не было очень продолжительное время, то его начали все расспрашивать, где был. Юноша ничего не мог сказать, ведь он так давно был в обществе одинокого старца или был предоставлен самому себе, что просто позабыл речь. Он протянул лишь бересту с запиской от старца. Вся деревня, сразу же прочитала записку, а так как в толпе жмырцев было много мудрых людей, то все сразу поняли, что это знак Богов.
- Никто один не может прожить в лесу, в таком возрасте, — говорили мудрые люди.
- Ему Боги помогают, — соглашались бабы.
- А может, Боги и нам помогут? – вдруг кто-то выкрикнул из толпы.
Толпе явно понравилось это предложение. Сразу нашлось несколько смельчаков, кто готов был зайти далеко в лес, где по слухам мог притаиться только сам владыка иных чертогов. За жмыровцами дело не встанет, пошли к старцу самые смелые и мудрые. А так как все в деревне считались смелыми то в общем пошли мудрые люди. Пришли эти люди к старцу, а старец вновь рад видеть новых людей. Опять старец размахивал руками приглашая в берлогу, и опять себя не слыша говорил с людьми. Мудрые люди сразу всё поняли, — поняли что это самый мудрый человек, который говорит на одном языке с самим владыкой иных чертогов. Один даже из этих мудрых людей предположил и даже дал название этому языку – змеиный. Ведь все жмыровцы знают, что змей и является воплощением владыки иных чертогов. Подумали мудрые люди и решили там же поставить капище предкам да Богам. Старец на дело смотрел долго, иногда кивал, идею жмыровцев он понял и принял. Тем более мудрые люди говорили, что не забудут старца и будут приходить на праздники, чтобы узнать что сулят Боги им. Старец улыбался и тоже говорил, что рад, что его вспомнили. Старику нравилось и то, что люди будут приходить к нему, не забудут его. Так и случилось.
Люди на протяжение лет приходили к старику чтобы спросить его о том, и о сём. Но что самое интересное, к нему приходили и не только люди, которые хотели что-то спросить. К нему начали приходить старики или старухи, которые тоже, как и он сам отправились в лес, за жизнью. Этих людей потом и назовут волхвами.
Но самый первый волхв, считал всё-таки себя не волхвом, не самым мудрым человеком, а человеком любящим жизнь, и не страшащегося смерти.