С 7 по 16 июня в Москве прошел фестиваль «Времена и эпохи», посвященный исторической реконструкции различных исторических эпох Руси и Европы.
В числе множества участников, на площадке эпохи Ивана Грозного на Покровском бульваре, устраивали представления — «народные драмы» — московские скоморохи из «Окруты» Алексея Бахаря.
Мне удалось в один день дважды посетить бульвар и посмотреть сами «шпектакли», а также понаблюдать за реакцией простых москвичей. Нет нужды подробно описывать живость и уморительность разыгранных на аллее драм, лучше посмотреть записи хотя бы «Царя Максимилиана».
{youtube}RSuMrVKuG2I{/youtube}
Каждое представление неизменно собирало несколько десятков зрителей: прохожих, гостей столицы и даже иностранных участников фестиваля с площадок, например, римской когорты или викторианской Англии. Люди весьма живо реагировали на сюжет драм, снимали на камеры, вставляли между собой комментарии, охали и ахали, а на смерти Максимилиана дети натурально плакали.
С другой стороны, заметное количество молодежи в условно «языческих» майках, татуировках и подвесках с коловратами да молотами зачастую проходило мимо подлинно языческого скоморошно-окрутного действа, уходящего корнями в непроглядную древность эпох. Это, как всегда, — для нашей внутренней языческой рефлексии. Обычному люду и иностранцам — интересно, весело, в толпе зрителей нет-нет, да пронесется шепот «ну это же что-то языческое…»; а вот субкультурным «язычникам» такая традиция или не нужна, или они вообще не в курсе, что такое есть и как это считывать.
Но несмотря ни на что, Окруте — почет и уважение за просвещение честного люда и возрождение традиций. К сожалению, из-за сомнительных нормативных актов о СМИ, не могу процитировать тут несколько частушек, которые веселили прохожих в те дни, увы!