В морфологической таблице к нашему докладу на XV-х Зигелевских чтениях((Гаврилов Д.А., Платов А.В., К основаниям традиционализма через морфологический анализ мифов о Великом боге индоевропейцев // Материалы XV Зигилевских чтений, доклад, 23 марта 1998.)) мы упомянули о связи Ярилы и Велеса, как сына(воплощения) и отца(сути). В данной статье мы приведем доводы в пользу нашего рассмотрения Ярилы, как одного из воплощений Велеса.
В своем исследовании Б.А. Рыбаков((Рыбаков Б.А., Язычество древних славян, -М., 1997.)) помещает Рода, Велеса и Ярилу в одну группу божеств, связанных с плодородием. Вслед за Топоровым В.Н. и Ивановым В.В. он считает, что проведение аналогии между культом языческого Ярилы и культом св.Георгия-Юрия, имеет веские основания((Иванов В.В., Топоров В.Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974, стр. 183 сл.)). Рыбаков так же отмечает, что культ Ярилы гораздо более поздний в сравнении с культом Велеса и тем более Рода. Заметим здесь, что во временном аспекте группа Род, Велес, Ярило как бы образует естественный Триглав, именуемый в изустной народной традиции коленом — дед-отец-сын или старый-зрелый-молодой, или же прошлый-настоящий-грядущий.
Каждый из трех названых богов воплощает сексуальную творческую энергию, но на разных уровнях и в разных энергетических формах. У Ярилы это самая низшая — животная форма, его призывают, чтобы оплодотворить женщину и землю. У Рода — самая высшая, древняя и первородная. Он оплодотворил Вселенную. Поскольку Род (как и Брахма в позднем индуизме), выполнив главную свою функцию устроителя Мироздания, отошел от дел, часть его "обязанностей" перешла по наследству к Велесу.
Этот Великий Бог воплощает Волю Рода, волю жить и возрождаться — он Страж и Властитель Перехода между Мирами, и никто не минует его, чтобы умереть в одном мире и появиться в другом((Гаврилов Д.А., Велес-Один-Шива — Великий Бог индоевропейцев // Протоязык и традиционализм, -М.: МГИФИ, 1997.)). Сходные функции кстати имеет баба-яга, которая может быть представлена как женская ипостась Велеса, она и бережет род (берегиня), она и богиня смерти((Андреев А., Баба-Яга, Русские боги в зазеркалье // Мифы и Магия Индоевропейцев, вып. 3-4., М., 1997.)). А.Платовым высказана идея о светлой и темной стороне Велеса, Велесе Старом, как Черном боге, и Велесе Новом, как Светлом боге. Они ведут символический поединок на Калиновом мосту, соединяющем Нижний и Явный миры((Платов А., Бой на Калиновом Мосту или прогулка тропою Мертвых // Мифы и Магия Индоевропейцев, вып. 5., М.,1997.)). И.Белкиным доказана одна из главных функций Черного бога — подготовка мертвой материи к новому рождению, что относится и к человеку, и к семенам((Белкин И., Как выглядел Черный Бог // Мифы и Магия Индоевропейцев, вып. 4-5., М.,1997.)).
Идея о близости культов Велеса и Ярилы не нова, еще в прошлом веке на этот счет высказывались похожие мнения, в частности отмечалась фалличность обрядов Велеса и Ярилы((Ефименко П.С., О Яриле, языческом божестве русских славян, СПб, 1869.)), а фалличность культа Рода после работ Б.А.Рыбакова не нуждается в каких-либо комментариях.
Загадка:
Вышел Ярилко
Из задней избушки,
Стал бабу ярить:
По шерсти, по персти,
Поперек шерсти.
Ярил да ярил,
Да наярил добро.
((Русский Эротический Фольклор (песни, обряды и обрядовый фольклор, народный театр, заговоры, загадки, частушки), -М.:НИЦ Ладомир, 1995, стр. 407.))
Звучит сексуально. Между тем речь идет вдвойне о сексуальном — отгадка такова — печь чистят помелом. Символика печи подробно рассмотрена И.Белкиным в упомянутых работах, она прозрачна и в комментариях также не нуждается.
Обратим внимание на сопоставление Ярилы и Велеса одним и тем же святым в эпоху православия, а так же на календарная близость чествований Велеса и Ярилы.
Как один из возможных праздников Велеса Б.Рыбаковым отмечен Юрьев или Егорьев День 23 апреля, автор указывает на сходство обрядов "скотьего бога" и св.Юрия.