Даже в общемировом масштабе не только православие, но и все три моисеевы религии – иудаизм, христианство, мусульманство – не составляют большинства у верующих. Индия, Китай, Юго-Восточная Азия – более половины населения Земли – в основном ориентируются на политеизм, исповедуя традиционные этнические верования, и религии, на их основе сформировавшиеся.

Вряд ли вызовет у кого сомнения, что сейчас Япония – одна из ведущих технологичных держав мира с очень сильными экономикой и наукой. А между тем в этой стране общенационально признана и имеет высокий государственный статус исконная японская духовность – языческая вера Синто. Её гармоничные храмы, посвящённые природным стихиям, стоят в живописнейших уголках страны. Синтоизм мирно уживается с официальной, но некогда пришлой религией – буддизмом.

На другом конце Земли, в благополучной и столь же ухоженной, как и Япония, Исландии, действует евангелистская лютеранская церковь. Хотя лютеранских церквей много, существует католическая церковь, а также несколько церквей других конфессий. Между тем, уже почти 10 лет назад государственное признание как вторая государственная религия получила природная вера “Асатру” (первая современная зарегистрированная община одинистов существует в Исландии с 1973 года). Асатру – этническая религия коренного населения Исландии, Швеции, Норвегии, Дании, Англии, Германии и некоторых других европейских стран. В переводе с древнеисландского Асатру буквально означает “вера (тру) в богов (асов)”. Эта религия известна также как Одинизм (по имени Одина – верховного бога древнегерманского пантеона), Трот (англ. Troth – “вера” или “верность”). Культ Асатру, основанный на Мистериях Севера, уходит глубоко корнями в северо-германскую мифологическую традицию .

По пути признания государственными природных воззрений пошли и в некогда католической Литве. Попытки возродить старую веру предпринимались в течение всего XX века. И только в 1992 году официально зарегистрирована современная организация балтийской религии под названием “Ромува”. В октябре 2002 года, спустя 600 лет после крещения, в этой стране появился свой Кривис – Верховный жрец. Этот титул наивысшей духовной власти этнической литовской религии присуждён профессору Вильнюсского университета, ученому-энтографу Юонасу Тринкунасу – лауреату национальной премии Литвы имени Басанавичюса, ныне председателю Мирового Конгресса Этнических Религий (WCER) . На “инаугурации” Верховного жреца присутствовали члены парламента и другие официальные лица.

Одна из старейших языческих традиционалистских групп России – “Коляда Вятичей” (лидер Н. Сперанский – Велимир) в 1990-х годах выступает также среди организаторов, а затем участников WCER, "Московская Славянская Языческая община" (лидер С. Игнатов – Млад) также участвовала в Первом Конгрессе WCER. Почти что первым из изданий, послуживших объединению современных русских политеистов еще в начале 1990 годов, стала книга “Изначалие” А. Белова, создателя “Ассоциации Славяно-Горицкой борьбы”. Ранее нами уже отмечалось, что как раз с начала 90-х годов ХХ-го века в России также наблюдается новый всплеск возрождения дохристианских традиционных (языческих) верований и народных обрядов, формирование социо-культурных групп.

При этом корни такого языческого возрождения кроются еще в дореволюционном прошлом России – творчестве А. К. Толстого, Н. А. Римского-Корсакова, В. Васнецова, К. Рериха, И. Билибина и др., деятельности славянофилов — А. Афанасьева , И. Срезневского , Н. Гальковского , Е. Аничкова , Д. Зеленина и др. – исследованиях народных обрядов, ремесел, художеств, фольклора.
В послереволюционные годы и первые десятилетия при Советской Власти сохраняется устойчивая тенденция интереса к природной религии и народным обычаям, запечатленная в многочисленных этнографических записях на русском Севере — Новгородчине, Белозерье, Карелии, Архангельске (М. М. Коргуев, А. Н. Нечаев и др.) а также на Урале (П. П. Бажов) – и их популярных переработках (А. Н. Толстой)

В конце 30-х — нач. 50-х годов на самом высоком правительственном уровне в СССР приходят к целесообразности использования архетипичных языческих символов в целях контрпропаганды (православная церковь, германский оккультизм).

Наиболее ярко символизм проявил себя в обращении к традиционному языческому культу Родины – одухотворенной Матери Сырой Земли. Достаточно вспомнить хотя бы плакат “Родина-Мать зовет”. В предвоенных экранизациях русских сказок символизм язычества также торжествует. Например, в фильме А. Роу “Кощей Бессмертный” герой Никита-богатырь в исполнении народного артиста С. Столярова достает горсть Матери Сырой Земли и, обратившись к ней, как к живой сущности, воссоединив плодоносящей почвой вызывает на подмогу из самой Земли светлую силу в образе русского воинства, встающего супротив темного царства Кощеева. В художественном фильме С. Эйзенштейна “Александр Невский” лишенный недостатков, идеализированный князь (как мифологический культурный герой) идет против воинства Христова вместе с обычным народом, вылезающим из землянок с кольем и дубьем, играющим варварские мелодии на языческих рожках. “Вставайте, люди русские, за Землю нашу вольную... На Родной Руси не бывать врагу!” В известном выступлении главнокомандующего и генсека И. Сталина 7 ноября 1941 года перед войсками, уходящими на фронт, мы снова наблюдаем обращение к характерному для язычества эвгемеристичному культу великих предков и идеализированных вождей – Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Минину и Пожарскому, Суворову и Кутузову. Это явно идет вразрез с марсксистско-ленинской классовой идеологией. Если вспомнить, тот же князь Александр Ярославич изуверским образом подавлял народные выступления в Новгороде, а граф Александр Суворов расстреливал восстание Костюшко.

В годы войны и послевоенный период возрождается традиционный культ Победы и оружия, отголоском которого стали знаменитые монументы русским воинам-победителям и освободителям в Сталинграде, Киеве, Берлине вооруженные мечами. Наконец, параллельно с вводом языческого обряда кремации, вместо православного трупоположения, по всем городам-героям России и странам освобожденной Европы вспыхивают священные неугасимые костры. Народ, как и тысячу лет назад, чествует ушедших в мир иной у этой поминальной крады – Вечного огня. Мы до сих пор раз в год всей страной совершаем по сути самый настоящий обряд у этого Огня и приносим к нему языческие требы и ставим близ почетный караул, охраняющий священное пламя от посягательств.

Вероятно, все эти приметы времени были не случайны. Закономерным стало и возвращение в число традиционных государственных праздников Нового Года с языческим обрядом украшения вечнозеленого Мирового Древа.

В 1960-е и 1980-е годы массовыми тиражами выходят качественные отечественные переводы сохранившихся священных политеистических текстов и эпоса индоевропейских народов с подробными комментариями специалистов, среди которых следует назвать в первую очередь – М.И. Стеблин-Каменского, А.Я. Гуревича, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкую, Е. Е. Мелетинского, В.В. Иванова и В. Н. Топорова. Недостаток первоисточников о славянской политеистической культуре компенсируется повышенным интересом к античной, ведической и эдической традициям. В 90-е годы переиздается Полное Собрание Русских летописей, а также дореволюционные изыскания, упомянутые выше.

Перечисленные факторы способствуют уже с конца 1980-х годов развитию в городах новых политеистических групп, жадно вбирающих в себя информацию. Зачастую это происходит на фоне экспансии Русской Православной Церкви, устремившейся в образовавшуюся идеологическую пустоту после развала Советского Союза. Мнение о всенародности и безальтернативности православия в России так или иначе не исчерпывает реальную сложность духовной жизни русского народа и опровергнуто нами ранее.

Одним из факторов, способствующим привлечению людей в политеистические общины и группы, стало также появление русской "фэнтези" – направления популярной фантастики, построенного на языческом мировоззрении, воспринятого современным человеком – например, книги Ю. А. Никитина из цикла “Трое из Леса” . Тексты построены на описании подвигов героев в реалиях дохристианской Руси. Главное в них – это провозглашение языческих идеалов “справедливости”, как максимально отвечающих образу “истинного мужчины”. Дохристианский период провозглашается своего рода "золотым веком" Руси. По своей сути, эти книги отражают определенное массовое сочувствие к язычеству среди читающей молодежи, так как выходят стотысячными тиражами и на самом деле привлекают к дохристианской политеистической Традиции все новых и новых сочувствующих.

Произведенные нами опросы в языческих общинах и группах показали, что наибольшей популярностью среди современных приверженцев политеистической древнеславянской культурной традиции пользуются книги следующих деятелей науки и выдающихся исследователей: Рыбаков Б.А. , Толстой Н.И. , Седов В.В. , Кузьмин А.Г. , Трубачев О.Н. – к сожалению, ныне уже покойных. Известны случаи широкого справления современными московскими язычниками тризны по умершим авторам (Рыбаков, Кузьмин).

Важное место в поиске контактов между последователями дохристианской Традиции занимает Интернет. Существует ряд традиционалистских сайтов, на которых хранится много тематической литературы (начиная от первоисточников, летописей и поучений против язычества и оканчивая изысканиями современных сторонников дохристианской Традиции). На своих тематических форумах язычники обсуждают интересующие их вопросы, и это позволяет их движению быстро развиваться по всей стране. По опросам издания “НГ-Религия”, проведенном в декабре 2001 года более 20 процентов верующих россиян в Интернет придерживаются дохристианских верований. Это не удивительно.

Активизируется, например, языческая вера поволжских народов, и татар в том числе, Тэнгри. В республике же Марий Эл, в единственном пока субъекте Российской Федерации, вполне официально признаны жрецы марийского языческого культа “Чи Марий”, как наследники этнической финно-угорской Природной веры. В Чувашии быстро прогрессирует этническая вера – Сувар. В Туве процветают исконные шаманские культы. Смешная ситуация: даже за народами Крайнего Севера признано право на этническую религию.

Русские таким правом не обладают и не защищены законом! Бытует “официальное” мнение, что народная культура вся пропитана христианством. Но так ли это? Орнаменты на вышивках и деревянной резьбе восходят к дохристианским образцам. Да и другие ярчайшие проявления народной культуры – частушки, народные гуляния, купальская ночь, колядки… Всё это не просто не имеет отношения к христианству, но и изначально осуждается христианской церковью. В поучениях против язычества народные гулянья – например, Коляда, приуроченная к Рождеству – иначе как “бесовские игрища” не именуются. Христианская церковь так и не смогла с ними справиться, так что вынуждена была не просто смириться, но и признать эти обычаи, освятив их и назвав именами святых прежних языческих Богов. Но до сих пор – против всех увещеваний церкви – русский человек несёт Родовы яйца на могилы предков, ставит стакан водки и кусок черного хлеба – по умершим, верит в гадания на Святки, украшает новогоднюю ёлку.

Впрочем, вопреки сложившемуся мнению о противостоянии русских язычников православной церкви и возбуждении ими среди населения шовинистических настроений, значительная часть организованных политеистических групп исповедуют идеологию, направленную на объединение народов России и межрелигиозную терпимость.

Ниже мы приводим выдержки из основополагающего документа наиболее влиятельного и самого крупного на данный момент международного объединения последователей дохристианской Традиции, Круга Языческой Традиции, основанного в марте 2002 года. Спустя год, он объединяет уже несколько десятков групп разных городов России, Украины, Скандинавии .

Инициаторами создания Круга явились лидеры групп и обшин, исповедующих политеистическую веру предков: “Круг Бера”(Велемудр, Иггельд, Огнеяр, Веледор), “Коляда Вятичей”(Велимир, Мезгирь), “Купала”(Г. П. Якутовский — Всеслав Святозар), “Московская Славянская Языческая Община” (Млад, Родослав, Ратимир), “Славия” (Любомир, Верея), Подольская община традиционных верований “Четыре Яблони” (Ратослав, Олег), Подольский Годорд (Рунесверд, Джи), Долгопрудненская языческая община “Вятичи” (Велегаст) и другие. Лидеры традиционалистских групп объединены в Совет из 33 человек, который выполняет координационную и просветительскую роль.

Наряду с новыми городскими языческими общинами и группами по России сохранились целые деревни, следующие исконному дохристианскому укладу. Представитель одной из таких старых групп – А. Рыбин, Нижегородская Пургасова община – входит консультантом в Совет движения. Круг взаимодействует с действующими сельскими жрецами чудских и марийских деревень. Последователи дохристианской традиции участвуют в археологических экспедициях, связанных с исследованиями культовых мест древних славян и финно-угров. Предпринимаются поездки по России и зарубежью с целью сбора этнографического материала – фольклора, заговоров, остатков обычаев.

Деятельность групп осуществляется с 2002 года в соответствии с так называемым “Битцевским Обращением”. Вот выдержки из этого документа:

“1.0. Когда мы говорим о нашей Вере, мы пользуемся разными названиями для одного и того же понятия. Часто это создает впечатление несогласия между нами, а порой приводит к бессмысленной вражде. Меж тем, разные слова описывают разные стороны того явления, которое мы называем Вера. И среди них главнейший признак, отличающий её от многих других, то, что наша Вера – природная, ведическая, языческая. Слово “язычество” происходит от корня “языкъ”, что в старославянском языке означает “народ, племя”. Например, “встанет языкъ на языкъ; да един ч(лове)къ оумьретъ за люди. а не вьсь языкъ погыбнетъ; въскую шяташя ся езыци; яко пр(оро)ка бо въ языцехъ положихъ тя”. Таким образом, “язычество” для славян есть, прежде всего, народная, исконная, славянская Языческая Традиция. В толковом словаре В. Даля можно найти еще одно примечательное значение слова "язык", а именно: "народ, земля, с одноплеменным населением своим, с одинаковой речью". Значит, язычество – родо-племенные верования, и в этом значении оно издавна употреблялось нашими предками

1.1. Язычники – люди одного языка, принадлежащие одной Традиционной культуре, одному роду-племени, которые чтят его обычаи, любят и берегут свою Землю, хранят родо-племенные мифы и воспроизводят родовые (языческие) отношения в новых поколениях. При этом Земля, народ, ее населяющий, другие формы жизни и Боги образуют единое родовое целое, что отражается в мифах и обрядах, в способе жизни и хозяйствовании.

1.3. … Традиционная вера не сводится только лишь к религии. Религия Древних славян и нас, их прямых потомков и наследников, одна из частей этой исконной Традиции индоевропейских народов…

2. Об отношении к нацизму и национал-шовинизму

2.1. Языческая Традиция славян (Родноверие), как и само Язычество – Языческая Традиция вообще, изначально не знала понятия нации. Языческая Традиция, как мировоззрение и исконная народная вера, возникла и процветала тысячи лет до того момента истории общества, когда в 17 веке хронологически появились первые нации. Но Язычество всегда знало и признавало понятие “народ”, причем не столько в биологическом аспекте, сколько в культурном.

Среди истинных последователей одной Языческой Традиции невозможна межнациональная рознь, при язычестве невозможно и построение государства по одному только национальному признаку, а также по признаку религиозному.

Символику и терминологию язычества пытаются использовать в неблаговидных целях национал-шовинисты, строящие организации по “истинно арийскому” признаку, но прикрывающиеся светлым именем наших богов – такие факты имеют место и получают в данном Обращении должную оценку.

Любовь к родной Земле, отношение к Силам Мира – как живым Сущностям, т.е. Богам, почтение к богам – предкам родовым, предкам историческим и духовным, должны сближать живущие на одной земле народы...

2.4. Последователи славянской Языческой Традиции (Родноверия), отвергают национал-шовинизм. Мы не признаем над собой какого-либо “богоизбранного” народа, как бы он ни назывался (и, конечно, мирового диктатора в лице сверхдержавы). Мы не собираемся объявлять и славян таким “богоизбранным” народом с некой великой миссией, во имя которой могут быть унижены или подмяты иные культуры.

Всякая культура ценна и имеет право на развитие до тех пор, пока не начинает ущемлять культуру иного народа, пока во имя нее не совершат несправедливости. В этот момент она перестает быть культурой.

2.5. Родопочитание – следование обычаям, укладу и ряду отцов, и потому Языческая Традиция славян глубоко патриотична, это истинно народная культура, которая достойна продолжения в поколениях, прославления и защиты от агрессивного иноверного влияния любого толка. Патриотизм – есть, прежде всего, любовь к Отчизне, родной культуре и Традиции, действия по ее сохранению и преумножению…

2.9. Во исполнение описанных в настоящем Обращении целей его Участники считают возможным поставить вопрос о создании в будущем официально зарегистрированного языческого общественного движения (и возможно даже религиозной конфессии на его основе). Мы осознаем, что эта задача не на один день или год, и она будет решаться нами с учетом реалий времени без ущерба прав и интересов всех Участников Битцевского Обращения и поддержавших его...”

Целью участников движения провозглашается “восстановление и самое широкое распространение дохристианской традиции, общественное и государственное признание её исконным, традиционным вероисповеданием и мировоззрением”, лидеры объединений подчеркивают заинтересованность в сохранении религиозной терпимости и недопустимости преследований по религиозному признаку. Участники движения считают, что дохристианская политеистическая Традиция является той идеологией, тем мировоззрением, которые способны вывести Россию из духовного кризиса, связанного с разочарованием в идеалах Советского прошлого.

Приложение 1. Самоопределение Круга Языческой Традиции:

Международное общественное движение, исторически возникшее на основе Битцевского обращения и Битцевского договора 2002 г., принятых рядом объединений сторонников Родовой Веры славян, Северной Традиции, общей индоевропейской, Арийской, Ведической Традиции. Среди целей Круга:

возрождение и распространение в странах, где действуют участники движения, исконных народных верований, традиций, мироотношения, природного образа жизни своих народов;
государственное признание традиционных языческих верований в соответствии с их самоопределением, защита прав язычников и их объединений;
обращение Родовых и Природных ценностей, принципов и методов на пользу своей стране, Земле и человеческому Роду.
Участники Круга принимают как равные различные виды самоназвания: Язычество, Родянство, Ведическая Вера, Исконная Традиция, Покон, Природная Вера, Родовая Вера, Родноверие. Различие в словах не препятствует единению в делах. Правовая основа действий Круга – обычное право, которое признается его участниками. Деятельность в Круге каждого участника ведется в соответствии с Традициями, которых он придерживается. Не допускается вступление в Круг участников, утверждающих превосходство или исключительность своих путей и традиций.

Участники Круга – индивидуальные члены и объединения разного статуса, форм собственности, направленности, в том числе религиозные, коммерческие, государственные организации, разделяющие цели движения и основные ценности Битцевских документов. Все участники, входящие в Круг, имеют равные права на участие в организации его дел и формирование его стратегии, программ и планов. Участие в Круге не ограничивает законных прав граждан и объединений, и не изменяет уровень их самостоятельности и независимости, в соответствии с их основным статусом.

Самоуправление Круга создается добровольным соглашением между его участниками. Оно строится на основе признания роли языческих, традиционных, родовых объединений, их полноценном представительстве во всех органах Круга, а также на основе признания личного таланта и авторитета индивидуальных членов Круга, которые также могут входить в любой орган самоуправления, устраивать в Круге различные программы и проекты, свободно высказывать свое мнение по всем вопросам.

Круг Языческой Традиции в целом действует без регистрации, но в дальнейшем может быть зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством, если такое решение будет принято его участниками. Круг также может принимать решение о регистрации в установленном порядке любых вспомогательных структур, с тем, чтобы они продолжали работать на осуществление его целей и задач. Это не мешает быть зарегистрированными в государственных органах любым его участникам в любой форме, удобной для их практической деятельности на благо Традиции.

Литература:

Интервью с Йормундуром Инги, Альсхерьягоди Исландии// Мифы и магия индоевропейцев: альманах, вып. 10, – М.: “София”, ИД “Гелиос”, 2002. CC. 196-208; Йормундур Инги. Идентичность// там же... СС. 209-212.

Третья конференция WCER в Литве// Мифы и магия индоевропейцев: альманах, вып. 10, – М.: “София”, ИД “Гелиос”, 2002. CC. 219-222; Четвертая конференция WCER в Литве// Мифы и магия индоевропейцев: альманах, вып. 11, – М.: “София”, ИД “Гелиос”, 2002. CC. 216-223.

Наговицын А. Е. Возрождение дохристианских традиционных верований в современной России// Вестник Традиционной Культуры: статьи, изведник. вып 1, М., 2004, СС. 2-7.

Афанасьев А. Поэтическiя воззренiя славянъ на природу. т.т..1-3. – М.: Изданiе К.Солдатенкова,1865-1869 гг.

Срезневский И.И. Словарь Древнерусского Языка (в шести томах), – М.: Книга, 1989; Чешскія глоссы въ Матер Верборум / разборъ А.О. Патеры и дополнительныя замечанія И.И.Срезневскаго, СПб., 1878. –152 с. (Приложеніе к XXXII-му тому Записок Имп. Академіи Наук. №4.)

Гальковскiй Н. М. Борьба христiанства с остатками язычества в] древней Руси. Т.1, Харьков, 1916.; Т.2, М., 1913.

Е. В. Аничковъ. Язычество и Древняя Русь. Спб., 1914.

Д. К. Зеленинъ. Очерки русской мифологiи. Петроградъ. 1916.

Гаврилов Д., Наговицын А. Боги славян. Язычество. Традиция. – М.: Рефл-Бук, 2002.; Гаврилов Д. О возвращении к Традиционным природным культам и исконным этническим верованиям на рубеже XX-XXI вв// Вестник Традиционной Культуры. вып 2, М., 2005, СС. 44-53.

подробнее см. Дорофеев С. Мифопоэтический образ язычника и феномен язычества в цикле романов писателя-фантаста Юрия Никитина “Трое из Леса”// Вестник Традиционной Культуры. вып 2, М., 2005, СС. 144-148.

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Наука, 1987.; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, – М.: Русское слово, 1997.

Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. – М.: Индрик, 2003.

Седов В.В. Древнерусская народность, – М.: Институт археологии РАН, 1999; Седов В.В. Славяне в раннем средневековье, – М.: Институт Археологии РАН, 1995.

А. Г. Кузьмин. Откуда есть пошла Русская земля. – М.: “Молодая Гвардия”, 1986: Кузьмин А.Г. Падение Перуна. –М.: Молодая гвардия, 1988.

О. Н. Трубачев. Этногенез и культура древнейших славян. изд. 2-е. – М.: Наука, 2003.

Конунг датско-норвежского Ковена LokasvartLogi – "Темное пламя Локи" — Франи и представитель Ковена в России Сопредседатель Совета Круга эриль Фенрир сообщают, что тексты основных документов Круга Языческой Традиции доступны на норвежских языках, как ландсмоле, так и риксмоле, на поисковом сайте Скандинавии www.kvasir.no .

Приводятся традиционные имена, под которыми лидеры групп известны в кругу последователей Традиционной политеистической культуры.

Поиск

Журнал Родноверие