22–24 октября 2010 года я был в Минске, ездил на III-ю Международную научно-практическую конференцию «Традиционная культура славян в XXI веке». Конференция не первый год проводится Центром обучающих технологий ЗАО «Белхардгрупп» и Школой Адамовича «Традиции здоровья славян». Мероприятие неизменно собирает исследователей славянского обычая из Беларуси, Украины и России, приезжают и гости из стран Балтии.
В Минске последний раз был на Дмитриевских Дзедах в 2008-м у того же Геннадия Адамовича, впрочем, в тот раз всё проходило в пансионате Академии Наук Белоруссии на берегу Минского моря, в этот раз мы разместились в отличной гостинице «Спутник» в пятнадцати минутах от железнодорожного вокзала.
22-го рано утром на вокзале нас встретил на машине собственно Геннадий Эдуардович, и поскольку бронирование было проведено «Белхардгрупп» с 12.00, повёз по городу, рассказывая по дороге о всех встречных достопримечательностях. Так мы с женой, плюс Огнеяр и Ястреб, добрались до Сада Камней.
Искусственно созданный культурный объект – холмистое поле, на которое с разных частей Белоруссии свезены священные камни, служившие местом поклонения кривичей и других славянских племён.
Поклонение продолжалось до недавнего времени. Камни расставлены так, что воспроизводят территорию Белоруссии со всеми её главными городами.
В этот день было сыровато, посему мы принесли на камнях требу не только монетами, но и вовремя оказавшимся в ёмкостях виски. Затем нам посчастливилось воспользоваться гостеприимством Геннадия Эдуардовича, он повёз нас дальше – по пути отмечаем, что все поля вспаханы и засеяны под пшеницу особым сортом редьки, которую перекопают, она даст перегной… Говорят, что время от времени президент страны сам облетает поля. Дороги в Белоруссии, одна из вечных российских забот, выше всяких похвал! И в гостиницу заехали без рассеянских проволочек, за пять минут, всё было дружелюбно и отменно, включая и гостиничный ресторан…
После регистрации кто пошёл по Интернету – такие возможности гостиница предоставляет, а кто и поехал в книжный магазин. Если бы я помнил, что большинство магазинов в Минске в воскресенье не работает, то в этот день был бы настойчивей, хотя дома на полках, казалось бы, есть уже всё тематическое. Поэтому в этот раз мне не посчастливилось с покупками в части изданий… Закупился разве "Статутом Великого княжества Литовского..." 1588 года и двумя книгами фольклориста начала прошлого века Сержпутовского на белорусском языке
Зная по прошлому опыту, что если раз сесть за стол и отведать сытной и вкусной белорусской национальной кухни, потом сложно будет встать, я старался держать себя в рамках, если не считать двух бутылок «Егеря» — местного бальзама – пролившего нектар на наши холодные души. Бальзам на всех подействовал по-разному.
Но мне ещё довелось встретить глубоким вечером князя Огина – Геннадия Боценюка, руководителя славянского духовного движения «Великий Огонь», который, согласно нашему уговору, приехал в тот же день на перекладных из Житомира с несколькими пересадками… Поскольку я не мешал и не взбалтывал, утро было трезвым и весёлым, город очистился от сырости, а яркое солнце заливало комнаты редким осенним теплом. Боги благоприятствовали собравшимся.
Регистрацию проводил собственноручно Сергей Левин, директор Центра обучающих технологий ЗАО «БелХард Групп», он же выдавал и сборники материалов конференции, а гостей встречали при входе участники и участницы «Школы Адамовича» в национальных платьях. Мы тоже переоблачились, что, впрочем, не вызвало удивления у персонала гостиницы и прочих постояльцев, как будто это в Беларуси самое обычное дело. Нацепив на грудь бэйдж с именем участника – Гаврилов Д.А. – я влился в ряды прочих докладчиков.
Зал для конференций представлял собой длинный овальный стол на несколько десятков человек, напротив каждого кресла была заранее поставлена табличка с именем докладчика. Несколько испортил впечатление набор книг, продаваемых при входе в зал. Наравне с достойными всяческого внимания авторскими разработками Алеся Шамака и Геннадия Адамовича там лежали и Шемшуковские фэнтэзи и ещё некоторый эзотерический бред, как это расценили в ходе докладов участники конференции затем. Конечно, автор не выбирает, с кем рядом положат его книгу, но я бы на месте Шамака и Адамовича оскорбился бы…
Конференцию открыл доктор философии Геннадий Адамович, разодетый в шикарный шляхетский костюм, слово его было коротким и выразительным.
Затем он передал бразды правления мне и кандидату исторических наук, доценту Алесю Анатольевичу Шамаку. Секция была посвящена «Мифологии славян». В которой отметились и представители научно-исследовательского общества «Северный ветер» и «Круга Языческой Традиции», собственно я (волхв Иггельд), волхв Огнеяр и Драгослава. Мне довелось ещё раз пнуть пресловутый грозовой миф Иванова и Топорова, в качестве «основного мифа славян», я говорил о высоком статусе Велеса в свете балто-славянских представлений о творении мира. Анна Сергевна Гаврилова (Драгослава) взволнованно поведала нам о символике колодца в воззрениях предков. Огнеяр рассказал о том, как его осенил однажды сам Сварог. Особо отмечу в первой секции доклад Алеся Анатольевича Шамака.
Учёный сообщил о готовящемся издании его научной монографии, книга выйдет уже в этом году, в которой будет приведено не менее трёх этнографических записей 2003 г. белорусских быличек о Чернобоге и Белобоге и творении мира. В своём докладе Алесь Анатольевич пересказал их…
После перерыва конференция продолжила работу. В перерыве между заседаниями секций и при непосредственном свидетельстве участников конференции, был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Славянским духовным движением «Великий Огонь», в лице Князя Огина (Боценюка Геннадия Николаевича), действующего на основании Устава, и Международным общественным движением «Круг Языческой Традиции» (КЯТ), в лице волхва Огнеяра (Бегтина Константина Валериевича), сопредседателя Совета КЯТ, действующего на основе Самоопределения Круга и «Манифеста языческой Традиции». Договор затем на моих глазах был скреплён обеими сторонами ротой, согласно славянскому обычаю, чему свидетели будут и боги, и духи и сами участники произнесения клятвы. Фотографии момента подписания договора выставлены мной здесь и на украинском форуме "Великого Огня"
Пошла вторая секция. Мы передали бразды правления по части ведения Огину и профессору Владимиру Николаевичу Ростовцеву, член корру Белорусской Академии Медицинских Наук, чьи критические замечания по ходу конференции были очень кстати. Из этой серии докладов наиболее интересными для меня оказались:
сообщение Галины Сухаревой о традиции «Мокрого Спаса», сопровождавшееся фотоматериалом с празднования (часть фотографий и её статья будут опубликованы в четвёртом номере журнала Союза Славянских Общин «Родноверие»);
выступление Надежды Грозновой о целительских аспектах приготовления обрядовой пищи;
речь Всеслава Чародея – Григория Павловича Якутовского о значимости теории архетипов Юнга в применении к осмыслению языческой традиции.
Свидетельствую, что доклад Огина (Геннадия Боценюка) был встречен с огромным, живым и неподдельным интересом, в том числе и учёными, сотрудниками БГУ, находящимися в зале. Огин справедливо рассудил, что не стоит пересказывать уже напечатанный доклад, а лучше представить белорусам само движение "Великий Огонь". В докладе нашего коллеги из Житомира Геннадия Боценюка говорилось в том числе и о рукописном документе 17 века под условным названием "Волхв Сила", над которым сейчас работают российские филологи из Нижегородского Университета, а также киевские специалисты, и представят его на научной конференции в Киеве, куда Огин всех единомышленников и приглашает.
Фрагмент рукописи был зачитан Геннадием Боценюком на певучем украинском и на русском языках. Я не успел записать украинскую часть, но русский перевод у меня сохранён на видео. Имевшиеся в зале специалисты отметили стилистическую особенность текста, по их мнению свидетельствующую о подлинности текста, если речь идёт о 16-17 веках, хотя и не о более глубокой древности. Ритмика и ряд особенностей текста совпадали на слух с известным Статутом Великого Княжества Литовского. Однако собравшиеся высказали пожелание в скором будущем более детально ознакомиться с фотокопией хотя бы частей «Волхв Силы» на языке оригинала.
В завершение конференции кубанцы и мастера системы традиционных славянских единоборств «Кривич» прокомментировали видеозапись своих тренировок. А доклад уже упомянутого Сергея Левина содержал свидетельство не только о секретах славянской бани, но и о реальном случае встречи с Иномирьем по ходу справления Дедов и приглашения оных «попариться»…
Конференция шла очень интенсивно, и, вероятно, в будущем, стоит её разбить на два дня. Если бы не отсутствие некоторых докладчиков, мы бы выбились из графика. Но всё прошло по плану, в том числе и Круглый стол, а за ним и праздничный, с традиционными драниками и «Беловежской».
Пили за славянскую дружбу, за хозяев, за город и Беларусь. Здесь не обошлось и без песен, где казачки и Огнеяр показали выдающиеся на общем фоне вокальные данные.
На другое утро, выбравшись из гостиницы, с Драгославой и Огнеяром отправились гулять по Минску.
Впечатлило громадное современное здание Государственной библиотеки! Побывали снова в книжном, магазине тканей, ГУМе, ЦУМе, в старом городе, у ратуши, у костёлов, и Исторического архива. Снова злоупотребили вкуснятиной в супер-ресторане «Лидо» на площади Якуба Коласа… Словом, к вокзалу добрались затемно. А в восемь утра в понедельник были уже в Москве.
Минск по-прежнему самый чистый город из виденных мной столиц. Общественный транспорт ходит с частотой неимоверной, раз в три-пять минут. Проезд не более семи рублей в любой конец города. В сравнении с Москвой бросается в глаза – отсутствие «гостей с юга» полное, решёток на окнах нет, бомжей и просящих милостыню нет, беспризорников нет, вычурной рекламы в городе нет – вся реклама лишь о культурных мероприятиях, частично бросается в глаза реклама только в метро. Все объявления дублируются на русском языке, да, собственно, и так понятно, язык почти родной (мой прадед – поляк из Варшавы, бабушки из Дриссы и Минска). Телевизор в гостинице брал пятнадцать каналов, в том числе и белорусские, разумеется. Нигде на телевидении не видел ни единого политика, ни единого пресловутого шоу голые и ещё голее, тупые и ещё тупее. В новостях случайно наткнулся на выступление Лукашенко, не в пример многим нашим депутатам и спикерам, толковая речь. Милиция в Минске не ходит с оружием наперевес, как в Москве, крайне неприметна и вежлива, глаза зря не мозолит, включая гаишников. Еда по московским меркам крайне дешёвая и качественная, много национальных блюд. За сумму эквивалентную 300 российским рублям в «Лидо» можно, без спиртного, наесться так, как в московском кафе на 3000... Изделия из тканей, трикотаж, обувь и кожа, холодильная техника, телевизоры и т.д. — все свои, никакой иностранщины.
Люди спокойные, доброжелательные. На этом фоне запомнился как исключение только какой-то старик, поучающий своего внука у православной церкви (бывшего костёла, кстати), что де тут всё москвичи разрушили. Быть может, он имел в виду то, как отбирали у гитлеровцев город. Да, бомбили нещадно, крупный транспортный узел и скопища немцев… Городу досталось…
На центральном проспекте Минска огромный монумент и караул у Вечного Огня, надпись у Дома Правительства аршинными буквами – «Подвигу народа жить в веках!» Здесь, в России, теперь на этом подвиге спекулируют все, кому не лень. А там реально чтут. Чего бы о батьке Лукашенко наше жёлтое НТВшное и центральное телевидение не сообщало — а в Беларуси социально ориентированная политика и никаких либерастических реформ, убивающих Россию второй десяток лет.
Интервью с волхвом Иггельдом
Волхв Иггельд: «Нельзя построить что-то долговременное и толковое на отрицании»
Дмитрий Гаврилов хорошо известен всем, кто хотя бы слышал слова «славянское язычество». Правда, многим он больше известен, как волхв Иггельд.
Дмитрий автор многих книг по славянскому язычеству, исследователь Северной Традиции, и сооснователь научного объединения «Северный ветер». Словом, человек, хорошо понимающий не только теоретические основы язычества, но и, что сегодня не менее важно, практическое положение этой мировоззренческой системы.
Я попросил Дмитрия ответить на те же вопросы, которые задавал главам родноверческих общин.
- Дмитрий, какие задачи для родноверов, для родноверческих общин вы считаете сегодня самыми важными?
- Я не люблю употреблять понятие "родноверие". Предпочитаю более научный термин — славянское язычество. Нынешнее поколение славянских язычников переходное. Оно должно воспитать себе смену в духе Родной веры, дать ему хорошее и практичное образование. Это будет лучшее из того, что можно сделать.
Язычники — люди традиционной славянской веры — неотделимы от славянских народов, мы их часть. Но, прежде, чем "облагодетельствовать" весь народ, надо позаботиться о собственных родителях, своих, а не чужих, детях, ближайших родственниках, друзьях. Народ — слишком абстрактное понятие.
Позаботившись о благе родных и ближних, мы сделаем народу лучше, нежели если бы начинали с него самого. Пусть каждый родновер прежде что-то сделает совсем хорошо во благо всего своего рода, чем начнёт решать следующие задачи применительно к внешнему обществу. "Манифест языческой Традиции", принятый многими общинами ещё в 2007 году детально указывает, что надо делать и как — надо жить в ладу с собой, с родом, с природой, надо стать максимально независимым от технократического общества вплоть до собственного натурального хозяйства. Но, конечно, используя сильные стороны того общества, в котором мы живём.
Затворниками быть нельзя, но в «момент Ч» надо оказаться способными к самостоятельной жизни, всем родом, всей семьёй, всей общиною. Он близок, крах этого неэкологичного и несправедливого современного общества. Будем же сильны и умны. И сделаем сильными, успешными и умными наших детей, родственников, соратников, единомышленников и единоверцев.
- Как вести себя родноверу в современном обществе, чтобы не быть изгоем?
- Язычнику-славянину (славянскому родноверу) надо, кроме того, что я уже сказал, владеть общепринятой методологией и терминологией. Надо говорить с современным обществом на понятном ему языке, не опускаясь, конечно, в нравственном плане, и не поступаясь собственной Верой.
Если мы хотим, чтобы прочие конфессии с нами считались — надо учиться и овладевать азами богословия, теологии. Надо знать логику и риторику. Надо быть образованными, и лучше наших оппонентов знать не только их священные тексты, но и владеть научными методами познания, изучать первоисточники, а не пороть фэнтезятину.
В современном мире надо находить союзников, пусть и временных — экологи, атеисты, даже иные христианские священники, выступающие против проституции, растления малолетних, наркомании и прочих глобальных вызовов. Мы не должны поворачиваться к ним спиной, если они решают задачи, способствующие усилению славян. Надо идти на контакт с патриотически настроенными учёными — антинорманнистами, и при этом нельзя опускаться до откровенной профанации славянской языческой идеи — я говорю о лингвофриках и фриках от истории.
Даже самые лучшие патриотические побуждения не должны брать верх над научным подходом при поиске истины. Надо изживать из своих общин и групп агрессивных, неуспешных, неудачливых брехунов, у которых слово и дело всегда расходятся, или дела вообще нет. Надо прекращать играться в политику под знамёнами разных непонятных партий.
Политика — грязная штука. У славянских родноверческих объединений нет достаточных мышц пока ещё, чтобы выступать на этом поле. Так и не надо на него карабкаться.
- Какие самые серьезные трудности сейчас есть у общин?
- С 80-х-90-х годов сохранились старые подвижники языческой (славянской родноверческой) идеи, приближающиеся по возрасту к 50-ти, или уже перешагнувшие этот рубеж давно. Они не дают возможности проявиться молодым, не хотят своевременно уступить дорогу, хотя сами давно потеряли запал и страсть.
Задача нынешних могущих это осознать язычников выстроить систему стимулов для идентификации молодыми людьми себя в движении. И уступить им дорогу. Хвала богам, в Круге Языческой Традиции этот процесс пошёл. Где добровольно, а где — с усилием. Язычество как миропонимание присуще каждому здоровому человеку с детства. Язычество, как ощущение волшебства и всеобщей живой связи не может исчезнуть, оно безразлично к подвижникам.
Просто те, кто начинал несколько раньше прочих, либо сохранили, либо развили в себе это ощущение и сумели его сформулировать для себя. Уйдут нынешние "активисты", смена им неизбежно явится. Во-вторых, община крепка только там, где есть общинная собственность. Без этой собственности и навыков пользования ею, это не община — а клуб по интересам.
Надо создавать объекты общей собственности, от недвижимости, земли и походного снаряжения — до интеллектуальных продуктов. Языческое движение, как и любое другое, идёт волнами и скачками, есть пики, есть спады. Это закономерно. Уже не раз за последние двадцать-двадцать пять лет происходила смена поколений, например.
Кроме того, языческое движение приобретает другие формы, более умеренные, менее политизированные. И это правильно, поскольку язычество, как родовое движение, родянство, подразумевает развитый институт семейности и родства. И всякий период активности должен смениться периодом консервации, скрытого накопления сил для нового всплеска.
Должны подрасти новые участники движения (воспитанные родителями-язычниками), они должны получить образование в духе традиции (потому что либеральные реформы 1990-х привели к деградации части молодого поколения и смещению его интересов в материальную область, не в пример поколению делателей языческого движения — идеалистов советского воспитания).
Рассуждения об активности языческого движения свойственны людям, наблюдавшим само движение поболее десятка лет. С точки зрения сравнительно молодого человека, вступающего на путь язычества только сейчас и открывающего для себя новое, обретающего круг людей, думающих сходно, ... с его точки зрения движение в разгаре, потому что для него это только начало.
Понимание активности языческого движения весьма субъективно, но процессы в нём происходящие, объективны. Их не надо страшиться и уповать на то что "было в наше время". Нам ещё предстоит увидеть новый рассвет, хотя и не окончательное признание наших трудов, это уже будет после нашей смерти, ведь было бы странным возродить язычество за поколение, когда веру нашу топтали более тысячи лет.
- Каково сегодня положение родноверия в обществе?
- Родноверие в современном обществе принимается за сектантское движение, в лучшем случае — за нью-эйдж вроде "толкиенистов". Это происходит закономерно, поскольку на мой взгляд до 90 процентов "родноверов" становятся таковыми лишь в период празднований и обрядов. Язычество, в том числе и славянское родноверие, это образ жизни и мысли. Надо жить каждую минуту и действовать каждый миг, как человек традиционной культуры. Стараться. Надо культивировать мифологический тип мышления, присущий нашим Дедам, а не религиозный.
Задачи построения родноверческой церкви обречены на провал, потому что природное миропонимание не нуждается в такого рода инородных институтах. Языческое мировоззрение предшествовало религиозному.
Не надо пыжиться и назначать себе родноверческих попов, родноверческих иерархов, родноверческих епископов. Надо быть самими собой.
Если мы покажем, что языческое движение созидательно, если в эпоху перемен среди всеобщего разрушения, мы явим нашу творческую сущность и предъявим обществу, как мы успешны и удачливы, следуя Роте, закону Справедливости, то постепенно к нам станут тянуться те, кто потерял себя в нынешнем обществе всеобщей несправедливости. И мы постараемся их обратить лицом к Богам.
Пока мы будем искать и создавать себе врагов, подпитывая их своей ненавистью, быть может, и праведной, толку не будет. Нельзя построить что-то долговременное и толковое на отрицании. Нельзя долго концентрировать родноверие на борьбе с общим врагом.
Родноверие должно быть гармонично, как согласованы между собой сами Боги.