Наблюдаю тут за мерянским движем — с их "...вот перо — толга варакшеш — будет ястреб-Варакш рядом лететь, и строго следить, чтобы Имле никто не тронул. А если хотите, чтобы узнала о вас Мерäмаа, чтобы Конь-Имле донёс весть о вас сперва до Бол-Ава, а от неё затем — до всего курымыш конд Яр-Болеш и до всего мерäнского сонма — привяжите прядки своих волос к его копытцам" — и в очередной раз убеждаюсь в том, в чем уже убеждался, глядя на нордоверов

Если для вас русский (или иной славянский язык) — родной, то славянское язычество В ПРИНЦИПЕ не может занять ту же нишу, которую занимает любое другое ксеноязычество — слишком уж мало в нём будет экзотики. Трудно вырваться за рамки обыденности, когда вместо загадочного и прекрасного "Хвергельмир", у тебя будет всего лишь какой-нибудь "Кипящий Ключ".

В поисках решения я попытался было уйти в изучение "древнеславянского", но (в случае с Именами-Названиями) от него толку-то...

Вот, для примера, возьмем некоторое "священное" описание и попытаемся заменить современные слова-названия на то, как бы они звучали в древности, до принятия христианства:

В центре мира стоит Дєрво, у которого горит Свѧтъ Огҥь. Ветви Его подпирают Нєбо, под корнями Его — Зємлꙗ. Днем Его Сълньцє освещает, ночью над Ним Мѣсѧць восходит...

Сами всё видите. Ниочём.

Хотел еще "Воду" сюда втиснуть, однако с Ней — совсем беда, ибо по древнему "вода" будет... — вода (можно, конечно, как это принято для праславянского, написать латиницей — * voda, но это тоже такое...).

Если углубиться на несколько сотен лет вглубь, то фэнтезийной загадочности прибавляется, конечно.

Примерно так (извините, если где накосячил):

В центре мира стоит Derwa, у которого горит Swaitas Ungnis. Ветви Его подпирают Neba, под корнями Его — Zemē. Днем Его Sulnis освещает, ночью над Ним Mēsenko восходит...

С Водой, кстати, тоже будет уже получше, ибо — Wandō, но всё это — тоже не ахти, если задуматься (особенно если понимаешь смысл всех этих слов), — по сути, лишь некое искажение современного языка, и не более того.

В общем пост о том, что мы не можем (в контексте нашего язычества, понятно, не в повседневных разговорах) просто называть, например, Огонь — Огнем. Это звучит слишком обыденно. И это — системная проблема славянского язычества, — для самих же славян (не зря родноверы находят для того же огня что-то хоть и славянское, но обязательно экзотически звучащее типа "крады" или "ватры").

Что с этим делать-то?

Какой выход я нашел пока сам для себя. Проблема, повторюсь, в том, — что нам делать с Именами-Названиями, если наш обрядовый язык (ибо мы, славяне — до сих пор его живые носители) практически = наш обыденный?

Если нам с вами никак не выехать на экзотичности звучания наших Имен и Названий, — то мы просто вынуждены уходить от Имен — в Образность. В эпитеты, поэтические метафоры и всё такое прочее. И нет, я вовсе не хочу сказать, что у других язычеств — всего этого нет. Это — то, что ЕСТЬ У ВСЕХ. Просто пока другие могут где-то, в каком-то моменте — прикрыться экзотикой непонятных Названий и Имен, то мы с вами — уже не сможем. Отсутствие Образности именно для нас, славян — чуть ли не "смерти подобно".

Для примера того, что именно я имею в виду — вот тот же самый банальный текст — без малейшей экзотики в звучании Имен-Названий, но чисто с добавлением той самой пресловутой "образности":

В центре мира, где времени нет, стоит Дерево, у подножья которого живой огонь горит — прямо на камне горит, и не гаснет. Двенадцать ветвей того Дерева подпирают небесный мост, под двенадцатью корнями Его — змеиный дворец. Днем на его макушке Солнце нити золотые прядет, ночью над Ним Месяц-пастух восходит, бесчисленный скот на темное поле выгоняет...

(не судите строго — всего за полчаса придумал, чисто для примера)

Но Суть моего предложения, как мне кажется, должна быть уже ясна. Раз нам недоступны прекраснозвучные и загадочные в силу деэтимологизации Имена-Названия типа "Хвергельмира" или "Аваллона", то нам с вами приходится наполнять банально звучащие для славянского уха Огонь или Месяц — чем-то "языческим" — но уже не через сами Имена-Названия, а через образы.

(к слову, именно эту самую славянскую образность, я (в силу очевидных проблем с источниками о мифах у нас — как о повествованиях-рассказах о богах) и называю — славянской мифологией).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие