Еще одна попытка разрушить привычный шаблон, согласно которому есть праздничные дни, и есть определенные мифологические персонажи (типа северных шуликунов). Далее я буду чередовать термины "Святки" и "Праздники" — как синонимы (собственно, так оно и есть, др.-рус. свꙗтокъ — это и есть 'святой день','праздник', ср. англ. HOLYday).

Итак:

"Праздники накануне Рождества или Нового года выходят из воды на землю, а после Крещения уходят обратно в реки и проруби. Праздники бегают по улицам с горячими углями на железной сковородке или железным калёным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ездят на конях, на тройках, на ступах или «калёных» печах. Ростом Святки нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заострённую голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканные кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. Праздники толкутся на перекрёстках дорог или около прорубей, в лесу, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке.

nr3thav0vpm

Существует поверье, что Святки живут под землёй и пилят Мировое древо, чтобы в конце концов оно пало вместе со всей Землёй. Однако, когда они приступают к отпиливанию последней части, наступает Рождество, и у них появляется шанс выйти наружу. Святки забывают про Древо и выбираются на землю, чтобы устраивать бесчинства и донимать людей.

В конце концов на Богоявление (6 января) Праздники спускаются обратно под землю, чтобы продолжать пилить, но обнаруживают, что Мировое древо зажило, и им приходится заново браться за работу. Так повторяется каждый год.

"Они, Праздники, из проруби вылезут, у них все железное — и сани, и повозка, и кони железные. В повозку складут человека, вокруг дома объедут, на прорубь увезут.

Говорили детям: «Спи, а то Праздники придут». На Рождество они выезжают из воды на ступах, на медных ступах, а во рту — огонь. Святки по улице едут, в окошки смотрят.

...
Праздники-то появляются за пять дней до Рождества. Шум стоит — Святки понаехали. Головы остры, жопы пестры. Да скажут: на коже, на коже Праздники те едут. У Праздников глаза светят, зубы светят, они в ступе летают, и шапки у них остры, долги шапки у них."

Чтобы уберечься от Праздников, на домах рисовали крестики мелом или углём. Святки малы ростом, поэтому живут группами, ватажками (недаром о них всегда говорят во множественном числе). Пугали ими детей: "Ты на улицу вечером не ходи: Праздники схватят и в прорубь утащат" (...); "А мы в детстве боялись вечером в амбар ходить, сказывали, что Святки утащат…Те, что в пролуби живут" (...). Среда обитания Праздников — водное пространство; их хтоническая природа соотносится с ряжеными, которые бесчинствовали "по полной программе" и с теми, кто внешне схож с Праздниками (люди с высокими причёсками или в шапках с острым верхом)"

duum j7shqi

В общем, должно быть понятно, о чем я: нет никакого деления на праздничные дни и мифологических персонажей — существ. Сами Праздники — и есть такие существа/духи.

wq5sc4k4krw

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Видео

[видео]

Часть 1

Значение снов и сновидений у славян

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие