Баба-яга – очень сильный и впечатляющий образ (что видно хотя бы по его популярности в мировой культуре), который воплощает собою сущую ХТОНЬ. В собственном смысле данного слова – т.е. не только Тьму и Хаос, но и “дикую природную мощь земли”: об этом говорит не только связь с погребальным обрядом, но и большое количество звериных черт в ее образе (помню, что Пропп прямо называл ее “Хозяйкой зверей”), да и господствующие представления об этимологии имени “Яга” сейчас вернулись к идее, высказанной еще Афанасьевым – от “Змея” (согласно докладу М. М. Валенцовой от осени 2020 [1]). В общем, получается достойная альтернатива образу Велеса от Успенского, только женского пола. Не зря в неоязычестве предпринималось так много попыток связать Велеса и Бабу-ягу, потому что, повторюсь, оба этих образа “отвечают” за одно и тоже – за Хтонь.
Кроме того, если покопаться, то можно найти следы Бабы-яги и за пределами сказочного жанра (во многом, конечно, от того, что в диалектах “Яга” стало обозначать просто “ведьму”).
Можно даже найти следы ее культа: так, известно судебное дело начала 18 века о колдовстве, в котором обвиняемый рассказывает, что использовал заговор, включающий диалог с ней: “Яга-баба говорит: „Что же ты мне молишь, о чем бьеш челом?“ И яз, раб свой имярек: „Государыня Яго-баба, послужи ты мне…“[2]
Но поймите меня правильно: я сейчас, верный себе, рассуждаю всего лишь об образах. То есть, это не избитое “богиней чего была Баба-яга”, не. Речь идет о том, что если мне понадобится персонифицировать хтонь, то мой образ, скорее всего, в итоге и будет каким-то таким – с костяной ногой (я, кстати, охотнее выберу ее, чем Велеса Успенского, потому что в моей картине мира хтоническое божество женского пола будет органичнее, чем мужского (если отталкиваться от основной пары – Отец-небо и Земля-мать)). Ну то есть, вспомните, как в прошлом посте я пытался создать образ Богини Судьбы – точно также, если я захочу создать образ “Богини Хтони”, то у меня, скорее всего, получится вылитая Баба-яга, хотя я при этом могу вообще не упоминать ее имени.
Впрочем, я пока не ставлю перед собой такой задачи. Просто как раз пока я писал предыдущий пост, я задумался о том, что в современности существует устойчивый стереотип – избушка Бабы-яги на ДВУХ куриных ногах, вследствие чего, естественно, она у нас начинает ходить и вообще активно передвигаться. Вспомните хотя бы недавний “Последний богатырь” (хотя началось гораздо раньше, понятно). В общем, что-то вот такое, до боли всем известное:
Однако данный образ является всего лишь современным стереотипом и не более того (просто хочется получить некий “боевой шагоход”?). Но так было не всегда. Вспомните отождествление избушки Бабы-яги с гробом-домовиной, расположенным над землей. Вот, например, у раннего Рериха:
Как-то уже не похоже на хождение на куриных лапах, верно? Но я хочу написать даже не о домовинах ( и точно не о каких-то там “курных”/обкуренных дымом ножках) – это все уже тоже заезженно, а о том, какое действие присуще избушке Бабы-яги в сказках.
Она не “ходит”, она – только вращается. Причем в некоторых источниках – не по запросу главного героя, а НЕПРЕРЫВНО: «Стоит избушка на курьей ножке, на веретенной пятке, кругами вертится и дверей не видать. <…> в избушке сидит женщина, шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит и под пол спускает»[3]
– я еще в прошлом посте вспомнил в связи с этим про “Птицу-Веретеницу” из загадок. То есть избушка Бабы-яги напоминает, скорее не Ходячий замок от Миядзаки, а Вращающийся замок из валлийских легенд, соединяющий миры. Или такую игрушку, как волчок:
Кстати, мысль о том, что “на курьих ножках” – это всего лишь современные стереотипы, я впервые увидел у Волхвы Пятницы: “В восточнославянских сказках жилище Бабы Яги бывает не только на куриных ножках, и хотя этот вариант самый распространённый, всё же нельзя сбрасывать со счетов другие, так как в фольклоре истинное или, например, самое древнее описание чего-либо может сохраняться в одном-единственном варианте, противоречащим всем остальным. Итак, избы Ягишен стоят:
На турьей ножке, на веретенной пятке.
На козьих рожках, на бараньих ножках.
На курьих ножках, на петушьей голяшке.
На курьих ножках, на петуьших головках.
На курьих ножках, на бараньих рожках.
На курьих ножках, на сыром говёшке.
На курьей ножке, на собачьей голёшке.
На куриных лапках, на собачьих пятках.
На куричьих голяшках(Новиков Н.В.Образы восточнославянской волшебной сказки. .1974.С.136).
Обратим внимание на то, что но ни в одном варианте не сказано о куриных ногах большого размера, наоборот, подчёркивается их НАТУРАЛЬНАЯ, небольшая, куриная величина – это “ножки”, “лапки”. Следовательно, от лубочного образа избушки, которая стоит на двух гипертрофированных куриных ногах, придётся отказаться, так как, очевидно, что куриные ножки натуральной величины не могут выдержать веса даже небольшого сооружения…”[4]
Прочтя это я, помню, и призадумался. Смотрите, у Пятницы здесь ведь вполне научный подход: она не берет первое попавшееся “на куриных ножках” и не начинает рубиться в это “куриные”/”окуриваемые” и проч. Она сначала собирает ВСЕ варианты, чтобы понять: вот это – “куриные ножки” – нечто общее, или все-таки частное? И выясняется, что “куриные ножки” – это частный случай, даром, что на них так все зациклились. Правда она по итогам посчитала Общим, Сутью – “костные останки животных”, что, в общем-то, вполне логично. Вспомним, что в некоторых сказках дом Бабы-яги напрямую описывается как сделанный из костей (кстати, лично мне нравится иной вариант, тоже имеющий прямое отношение к культу мертвых – избушка из блинов). В общем, отставив в сторону все дальнейшие спекуляции Пятницы про храмы балтийских славян, это ее наблюдение – про костные останки в основе: – да, вполне.
Я же хочу обратить ваше внимание на иной аспект. Избушка, по сути, стоит НИ НА ЧЕМ: куриных лапках, на собачьих пятках, даже “на сырой говёшке” (!). По всему выходит, что избушка практически висит в воздухе, подобно волчку на фото выше. Мне сейчас представляется, что здесь есть связь именно с непрерывным вращением. И вариант “на веретенной пятке” как будто подтверждает эту мою мысль (кстати, вспомним, что Весна в веснянках тоже бывает приходит “на кривом веретене”). В общем, тут есть о чем подумать, если не зацикливаться на привычных стереотипах.