Исследователи народного Обычая нередко обращают внимание на распространённые в Средние Века тайные культы колдунов и ведьм, восходящие к языческим верованиям наших Предков.

Так, ещё в XIX веке, русский учёный А.Н. Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» писал: «(…) ведовские сборища (шабаши, сеймы) должны представлять черты, общие им с древнеязыческими празднествами, как по времени совершения, так и по самой обстановке тех и других. И в самом деле, полёты ведунов и ведьм на лысую гору совпадают с главнейшими праздниками встречи весны, Коляды и Купалы, на которые сходились некогда роды и семьи, установлять общественный распорядок и совершать общественные жертвоприношения, игры и пиршества. Сходки бывали на местах, исстари признаваемых священными: среди тенистых лесов и на высоких горах. Кипучие котлы и горшки, в которых ведьмы варят свои волшебные составы и опьяняющий напиток, заклание, сожжение и пожирание ими небесных животных (козла, коровы, коня) (…) соответствуют жертвенным и пиршественным приготовлениям, действительно совершавшимся во время народных праздников. Ведьмам, по народному поверью, необходимы для чародейства нож, шкура и кровь (…) – всё то, без чего немыслим обряд жертвоприношения». [1]

В русском языке понятия «ведун» и «ведьма» происходят от слова «ведать», что указывает на связь с ведающим сословием – жречеством. Слово «волхв», в древности обозначавшее жреца, в более позднее время стало употребляться в значении «колдун, знахарь»; в хорутанском языке «калдованц» — жрец, а «калдовати» — приносить жертву. Подобная картина наблюдается и у других европейских народов: друидами в Ирландии первоначально называли жрецов, а после христианизации – деревенских знахарей; английское слово «witch» (ведьма), возможно, связано с немецким «weihan» (посвящать). В румынском языке «strigoi» (ведьма, колдун) происходит от латинского «striga», означающего одновременно «ведьма» и «Богиня Диана»…

Приведённые выше сведения позволяют предположить, что ведовские культы Средневековья в действительности были не сатанинскими (как принято считать), а языческими; колдуны же и ведьмы являлись последними жрецами Старой Веры. Английская исследовательница Маргарет Мюррей (антрополог по специальности) в своей работе «Бог ведьм» обосновала эту гипотезу (пользуясь, преимущественно, западноевропейскими этнографическими материалами и письменными источниками). Суть её теории такова: «(…) колдун был, по существу, членом культовой организации, которая не восставала против христианства, но была полностью независимой и более древней религией, фактически язычеством дохристианской Западной Европы, сохранявшимся веками после номинального принятия христианства. В такой организации было принято поклонение двуликому рогатому богу, которого можно отождествить с Янусом или Дианусом (…) а также с кельтским Цернунном. Инквизиторы, в своём невежестве и фанатизме, смешивали это божество с Сатаной (…) этот культ был по-настоящему популярной религией в Англии и нескольких соседних странах в продолжении всего Средневековья. (…) обряды этого культа, не будучи вредными или антисоциальными, считались необходимыми для благосостояния общества, как это было ещё в те времена, когда язычество существовало открыто, и по этой причине, вплоть до Реформации тайно поощрялись самыми высокопоставленными лицами (…) Считается, что этот культ, по-видимому, был монотеистическим, имел развитую организацию, в основе которой лежал шабаш тринадцати и которая охватывала все слои общества, включая королей, министров и, формально, даже христианских прелатов». [2]

Существуют свидетельства, указывающие на наличие подобных явлений и за пределами Западной Европы. В 1899 году вышла книга исследователя фольклора Чарльза Леланда «Арадия или Евангелие ведьм», рассказывающая о тайной ведовской религии, существовавшей в Италии ещё в конце XIX века, и содержащая, в числе прочего, священные тексты этой веры. Леланд утверждал: «(…) есть ещё старики в Романье или на севере, которые знают этрусские имена Двенадцати Богов и призывания Бахуса, Юпитера и Венеры, Меркурия и Лар или духов предков (…) колдовство известно своим приверженцам как «la vecchiareligione» или Старая Религия (Старая Вера), согласно которой Диана является Богиней, а её дочь Арадия (или Иродия) является женщиной-мессией, и данная небольшая работа представляет далее, как последняя была рождена, спустилась на землю, основала колдовскую традицию и наставляла ведьм, а затем вернулась на небо». [3] В книге есть слова Арадии, обращённые к ученикам: «Единожды в месяц, когда Луна полна, вы должны собираться в пустынных местах, или в лесу, все вместе объединяться, чтобы поклоняться могущественному духу вашей королевы, моей матери, великой Дианы. (…) Вы должны быть свободны во всём; и как знак того, что вы действительно свободны, вы должны быть обнажены во время ваших церемоний, как мужчины, так и женщины (…) и вы будете проводить игру Беневенто, погасивши огни, и после этого будете устраивать ваш ужин (…)» [3]

Знаменитый историк религий Мирча Элиаде пишет о румынских «кэлушарах»: членах особых сообществ, совершавших ритуалы, направленные на исцеление и плодородие, и просивших о помощи Царицу фей Иродиаду, которую он отождествляет с Богиней Дианой. [2] ; [4] Элиаде сообщает также об итальянском средневековом культе Дианы: «На судах инквизиции, проходивших в Милане в 1384 и 1390 гг. две женщины были изобличены в принадлежности к секте Дианы Иродиады, к кторой принадлежали как живые, так и умершие. Богиня воскрешала животных, съеденных во время обрядовых трапез. Диана (Signora Oriente) обучала своих приверженцев траволечению, умению отыскивать украденные вещи и разоблачать колдунов». [4]

Но всегда ли ведовские культы Средневековья были сугубо языческими? Можно ли (как это делает Мюррей) противопоставлять тайные организации колдунов и ведьм христианскому обществу Средневековья? Полагаю, далеко не всегда.

Во-первых, христианство в то время было религией народных масс только номинально. В действительности верования народа были (и остаются) зачастую очень далёкими от учения церкви. Мирча Элиаде так пишет об этом: «(…) многие национальные религиозные традиции, так же, как и местные поверья (…) получили выражение в образах христианской религии и мифологии. Так, например, память о богах грозы воплотилась в легенде об Илье-Пророке, большинство героев-драконоборцев слились в образе Георгия-Победоносца; некоторые мифы о женских божествах и их культы обогатили религиозный фольклор, связанный со Святой Девой. В результате бесчисленные формы и варианты языческого наследия образовали мифо-ритуальный комплекс, облечённый в христианскую символику». [4]

Во-вторых, сами ведовские культы не всегда были полностью свободны от влияния христианства. Хотя многие признания на средневековых судебных процессах инквизиции явно были вырванным под пытками самооговором, некоторые колдуны и ведьмы были искренне уверены в том, что они поклоняются дьяволу [4]; в описанной в книге Чарльза Леланда религии итальянских ведьм присутствуют христианские персонажи: Каин и Люцифер [3]. Во многих случаях ведовские культы фактически были таким же «двоеверием», как и «народное христианство», сочетали в себе языческие и христианские элементы…

Литература

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу (в 3 томах).
Мирча Элиаде. Оккультизм, колдовство и моды в культуре.
Чарльз Леланд. Арадия или Евангелие ведьм.
Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей (в 3 томах).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие