Уже в зрелом возрасте (около 30 мне было тогда), я открыл для себя античную философию. С подачи моего друга, посоветовавшего мне почитать трактат Ямвлиха "О Пифагоровой жизни", цитату из которого я здесь публиковал недавно.
Не то чтобы я совсем с ней был незнаком (в институте изучал всё-таки), но в молодости она меня не заинтересовала. Тогда мои философские воззрения на индуизме строились, в основном, как и у многих других славянских неоязычников — прежде всего, с подачи Велеслава Черкасова, разумеется. По-видимому, дело в том, что античность казалась мне чем-то несерьёзным — ведь наше первое знакомство с ней происходит ещё в школьном возрасте, когда мы читаем мифы Древней Греции в пересказе для детей. В моём конкретном случае первой, пожалуй, всё-таки была "Илиада" и не в пересказе, но не суть. Общее впечатление от греков осталось так себе — увлекательные истории про богов и героев, полные скандалов и интриг, но не более того.
К слову сказать, когда я в 2000 году читал "Песни птицы Гамаюн" Асова, я их тоже воспринимал (из-за стилизации под былины и сказки) как что-то детское и несерьёзное. Потом привык.
А вот когда я прочёл Ямвлиха, я понял, насколько я недооценивал античность. Насколько ошибочным было моё мнение о ней, основанное на Гомере и пересказах мифов. Насколько далеки были от этого подлинные вершины античной цивилизации.
Был у меня в жизни период, когда я был сильно озадачен вопросом теодицеи в связи с существовавшей в древности практикой человеческих жертвоприношений. Со многими неоязычниками беседовал по этому поводу, большая часть мне ничего внятного сказать не смогла. Один из собеседников мне посоветовал прочесть диалог Платона "Алкивиад II", я прочёл, но там несколько не о том речь идёт. А вот если бы тогда я был знаком с трактатом Плутарха "О суеверии" (и ещё Ямвлих, помнится, этой же темы касается в своей работе "О египетских мистериях") — полагаю, что смог бы разрешить этот вопрос намного быстрее.
Вот что писал Плутарх:
"Итак, если нечестиво хулить богов, то неужели благочестиво считать их дурными? Не правильнее ли сказать, что именно убеждения богохульствующего делают непристойными речи его? За то и не любим мы злословие, что оно свидетельствует о неприязни к нам, и тех, кто дурно о нас говорит, мы считаем своими врагами, как и тех, кто дурно о нас думает. Ты сам видишь, что суеверные думают о богах, считая их непостоянными, вероломными, переменчивыми, мстительными, жестокими, мелочными, а из этого неопровержимо следует, что богов суеверный ненавидит и боится. Да и может ли быть иначе, если он думает, что по их вине произошли и будут происходить наихудшие его беды и несчастья? Но если богов он ненавидит и боится, значит, он им враг, и вовсе не удивительно, если, опасаясь их, он им поклоняется, приносит жертвы, посещает храмы: тиранам тоже воздают почести, ставят золотые статуи, но втихомолку их ненавидят и осуждают, «головою качая». (...)
Не потому люди пришли к отрицанию богов, что им не понравилось что-то в небесах, не потому, что усмотрели неупорядоченность или нестройность в расположении звезд, в чередовании времен года, в круговращении луны и движении солнца вокруг земли, этой «созидательницы дня и ночи», в выкармливании детенышей животных или произрастании плодов. Именно суеверие с его нелепыми заботами и страстями, его словечки и телодвижения, колдовство и волхвование, по кругу беготня и тимпанов громыхание, нечистые очищения и грязные омовения, вместо жертв изуверские истязания, вместо обрядов чудовищные глумления, — вот что позволяет некоторым говорить, что лучше пусть вовсе не будет богов, если все это им нравится, если от этого они получают удовольствие, если они настолько злобны, ничтожны и мелочны.
Не лучше ли было бы пресловутым галатам и скифам вовсе не знать о богах, не имея о них ни малейшего представления, чем полагать, что они существуют и радуются крови закалаемых людей, что для них это наилучший жертвенный обряд и самое приятное священнодействие? Не полезней ли было бы карфагенянам, взяв себе законодателем Крития или Диагора, постановить, что не существует ни богов, ни демонов, чем приносить такие жертвы, какие они приносили Крону? Не по неведению, как говорит Эмпедокл, осуждая ритуальное умерщвление животных,
В облике жертвы нередко пронзает собственноручно
сына отец и при этом, безумец, возносит молитвы,
но сознательно и намеренно они приносили в жертву своих собственных детей, а те, у кого детей для заклания не было, покупали их, словно птенцов или ягнят, у бедняков, и мать ребенка хладнокровно стояла рядом, не издавая ни единого стона, а если даже рыдала и плакала, то вызывала этим только презрение, дитя же ее все равно приносили в жертву, и больше того — все пространство перед идолом наполняли звуками флейт и грохотом тимпанов, чтобы заглушить вопли и рыдания. А если бы властвовали над нами, свергнув богов, скажем, Тифоны или Гиганты, какие бы им были приятны жертвы, каких бы они требовали обрядов? Аместрида, жена Ксеркса, живьем закопала в землю двенадцать человек как приношение Аиду, тому самому, который, по словам Платона, человеколюбив, мудр и богат, который само имя «Аид» получил оттого, что души пленяет и удерживает при себе искусством убеждения и силою слова".
[Плутарх. О суеверии. Источник]