В противовес предыдущему посту Максима решил я написать нечто совершенно непрактичное (хотя, это смотря с какой стороны посмотреть). Не то чтобы из духа противоречия — просто так совпало.
Современные славянские (ново)язычники часто сетуют на то, что христианизация нанесла огромный вред нашему религиозному и культурному наследию (кроме нас, неоязычников, по понятным причинам, это мало кого волнует). Что правда, то правда — нанесла. Честно признаюсь — когда я изучаю славянскую этнографию, чтобы откопать там что-нибудь пригодное для славянского новоязычества, мне порой кажется, что это похоже на поиски бисера в громадной куче навоза. Пожалуй, главное, что меня заставляет продолжать эти изыскания — это моё происхождение. Не был бы я русским — думаю, что забил бы на это всё, и обратился бы в индуизм какой-нибудь. Или в шаманизм народов севера. Однако любая языческая религия — явление этническое. Не обязательно в смысле происхождения (к примеру, древнегреческий неоплатоник Порфирий по происхождению семитом был, а учитель стоиков Зенон, помнится — финикийцем, то бишь, тоже семитом), но в смысле жёсткой привязки к определённому языку и культуре — несомненно. Единственное исключение — пожалуй, викка, но она мне хоть и интересна, но для меня неприемлема в силу определённых причин.
Поэтому, всё, что остаётся мне и мне подобным — искать бисер и складывать из него свою собственную, личную (нео)религию. А поскольку поиски бисера — занятие трудоёмкое, нам, конечно, хотелось бы, чтобы вместо осколков, из которых каждый складывает что-то своё, мы бы располагали цельной, непрерванной традицией. Как у индусов, например. Или марийцев. Или манси. Чтобы можно было не ломать себе мозг научными изысканиями, а просто следовать языческой вере своих предков. Традиционной, а следовательно — куда более респектабельной, чем это вот всё наше с вами неоязычество. :)
Однако представьте себе, что до наших дней где-нибудь в глухой сибирской тайге дожила тайная община хранителей традиции, сохранившая в неизменности веру древних славян (кстати говоря, слухи о подобных общинах неоднократно возникали и обсуждались в родноверческой среде). И мы бы разом получили полные и исчерпывающие сведения о славянской дохристианской религии. Присоединились бы мы к этой общине?
Полагаю, что нет. По крайней мере, подавляющее большинство из нас. Мы бы стали использовать эти сведения как строительный материал для конструирования своих личных (нео)религий. Потому что некоторые аспекты традиционной религии славян Древней Руси показались бы нам неприемлемыми. Человеческие жертвоприношения. Некоторые мифы о богах. Буквальное понимание мифов. В качестве примера: мы с вами верим в то, что Солнце — это бог. Но я очень сомневаюсь в том, что кто-то из нас всерьёз верит, что Солнце имеет человеческий облик и ездит по небу на колеснице. Для нас — это поэтический образ, не более. Но человек архаического общества, как правило, искренне считал такого рода мифы правдой.
Я уверен, что к такой общине хранителей не присоединились бы даже многие традиционалисты. По тем же самым причинам. И сумели бы это красиво обосновать, уж поверьте. :) Например, заявили бы, что религия хранителей искажена и слишком далеко отстоит от (гипотетической) Примордиальной Традиции (о которой никто толком не знает, что она из себя представляла).
Поэтому я думаю, что отсутствие у нас славянской языческой традиции, безусловно, прискорбно, но не фатально. Да, сколько бы родноверы ни разглагольствовали про «веру предков наших», единственная доступная нам реальная вера предков — «народное христианство». Да, наше (ново)язычество — современный конструкт, который строим мы сами из осколков традиции. Но и из целостной языческой традиции мы бы тоже сделали конструкт, подогнав её под себя. Просто потому, что мы — те, кто мы есть.
Мы с вами лишены традиции, и наша тоска по ней мешает многим из нас воспринимать её адекватно. Отсюда, я полагаю — распространённая склонность к идеализации веры и жизненного уклада предков. Со всеми вытекающими последствиями — например, оправданием браков по расчёту («предки так делали, у них семьи были крепкими и многодетными, не то что у нас») или провозглашением исторической реконструкции быта древних славян (а то и вообще — славян этнографических) неотъемлемой частью славянского (ново)язычества.
Я вовсе не утверждаю, что наши предки жили в аду, а у нас с вами сейчас — рай земной. Но, «смело противопоставляя высокую древность низкой современности», нужно трезво смотреть на традицию. Чтобы не перепутать низкую древность (а такой тоже хватает) с высокой.