«Я потомок лапландского князя,
Калевалов волхвующий внук».
(Н. А. Клюев)

Начну с личного. Довелось мне не так давно посмотреть замечательный документальный фильм «Чамка». Если кому интересно — вот ссылка. Вкратце — фильм о культурном влиянии, выражаясь на научном жаргоне, финно-угорского субстрата в с. Тимошкино Шиловского района Рязанской области. Чтобы долго не объяснять — приведу оттуда текст обрядовой песни, которую русские православные крестьяне пели, принося жертву русалке:

«Мердино, тахтаро, кельдямо,
Кельдямо урина заряна. . .
Уиха, уиха, цаката куриха
Кар, кар — кур енята пад!
Урбус, урбус — урянус».

Сразу слышно — коренная Русь, исконно славянская. :) Или вот ещё: «В рукописи «Поучения противу прелестей христианских…», составленной не позднее начала 19 века одним из старообрядческих наставников Рязанщины, упоминается целый ряд богинь, которым поклонялись местные крестьяне (Куляда, Чама, Азарава, Вырьава)». Цитата, правда, из статьи, опубликованной в сомнительном месте, но в том же самом фильме тоже про эту рукопись говорят и даже, помнится, её показывают. Обратите внимание — среди перечисленных мифологических персонажей очевидно славянской является только Куляда (по-видимому, искажённое «Коляда»). Все прочие имена, по всей видимости, — финно-угорские. Чама — чамка (русалка), Вырьава — вирява (лешачиха), Азарава — азорава (дух-хозяин женского пола, ср.: Вирязорава, Ведязорава, Модазорава).

Почему это личное? Дело в том, что мой дед по отцовской линии родом из Тимошкино. А ещё я знаю, что мой прапрапрадед был мордвином. Но это не суть. А суть — вот в чём:

Примеров влияния финно-угорского субстрата на традиционную русскую культуру — вагон и маленькая тележка. По другому и быть не могло, — достоверно известно, что в этногенезе (велико)русского народа принимали участие финно-угорские народности, ассимилированные славянами. Так что все мы, русские, немножечко финно-угры. :) Вопрос в том, что нам с этим делать?

Родноверы, в массе своей, этот факт просто игнорируют. Мол, влияние было незначительным, генетическое единообразие русского народа, гаплогруппы и вот это вот всё. На мой взгляд — это попытка закрыть глаза на очевидное. Гаплогруппы — гаплогруппами, но поклонение русских крестьян финским духам «незначительным влиянием» никак не назовёшь.

«Неомеряне», нежно именуемые родноверами «вырусью», напротив, пытаются реконструировать религию и культуру давно ассимилированных финнов. По сути дела — возродить исчезнувший народ. С моей точки зрения — занятие бесперспективное, потому что от языка и традиций этого народа остались только фрагменты.

Полагаю, очевидно, что обе эти позиции — крайности. Родноверы игнорируют свои финские корни, неомеряне — славянские. Попыткой найти некую «золотую середину» мне кажется подход «Наследия Ётсу» из Нижнего Новгорода. Эти ребята, насколько я понял, параллельно практикуют и славянское и финское неоязычество. Однако такой вариант я тоже не считаю оптимальным. Параллельно практиковать несколько традиций — путь явно не для всех, есть в этом очевидная… избыточность. Похоже на то, что практикующий сам не может определиться, кто же он всё-таки такой — славянин или финн?

На мой взгляд, наиболее адекватным выходом в этой ситуации для русских неоязычников (ценящих свои финские корни) было бы инкорпорировать отдельные элементы финского язычества (из локальных традиций, с которыми связан тот или иной человек) в славянское неоязычество.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие